ЕВСТОХИЙ

ЕВСТОХИЙ – Иерусалимский патриарх в 552/553 – 563 гг. В позднейших источниках его имя часто ошибочно передаётся как Евтихий. До восшествия на патриарший Иерусалимский престол был монахом и экономом Александрийской церкви. Некий авва Агафон, брат Александрийского патриарха Аполлинария (551 – около 568 гг.), прибыл в Александрию для сбора налогов и проверки счетов церкви. По неизвестной причине он приказал посадить Евстохия под стражу, но тому удалось бежать в Константинополь. Годы, последовавшие за смертью преподобного Саввы Освященного (439–532 гг.), были отмечены в истории Иерусалимской церкви обострением борьбы с ересью оригенистов, распространившейся в среде монашества Новой лавры. Когда в 552 г. умер Иерусалимский патриарх Пётр (524–552 гг.), крайней оригенистской группе (так называемым исохристам из Новой лавры) при помощи своего сторонника при дворе епископа Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды удалось поставить на патриаршую кафедру сочувствовавшего им Макария II (552, 564–575 гг.) Иерусалимского, что привело к крупным беспорядкам в Иерусалиме. Противник исохристов (глава другой оригенистской группировки – протоктистов) Исидор, возвратившийся в православие, а также настоятель Великой Лавры Конон подали представление императору Юстиниану I Великому (527–565 гг.), который приказал низложить Макария II и поставить Евстохия, пребывавшего в то время (декабрь 552 г.) в Константинополе. Конон побудил Евстохия исходатайствовать у императора повторное издание эдикта против оригенистов, с которым бы он отправился в Иерусалим. Евстохий составил сочинение, в котором излагал все «безбожные мнения» оригенистов. В помощь ему из Иерусалима прибыла группа православных монахов во главе с тремя епископами и вручила императору соответствующее прошение, которое легло в основу письма императора пятому Вселенскому собору (553 г.), и в окончательный вариант формулировки постановления, осуждающего оригенизм. Евстохий отбыл в Палестину до 6 января 553 г., поскольку его подпись отсутствовала под исповеданием веры, составленным Константинопольским патриархом Евтихием (552–565 гг.) для папы Римского Вигилия (537–555 гг.), которое подписали присутствовавшие в Константинополе Александрийский патриарх Аполлинарий и Антиохийский патриарх Домн III (545–559 гг.). Будучи занят борьбой с оригенистами в своей провинции, Евстохий не смог присутствовать на пятом Вселенском соборе в Константинополе и отправил трёх епископов своего патриархата: Стефана Рафийского, Георгия Тивериадского, Дамиана Созусского, а также игумена Евлогия из лавры преподобного Феодосия Великого, игумена Кириака из лавры Источника и столпника Панкратия. Два последних вместе с игуменом Великой Лавры Кононом во время проведения Собора передали императору челобитную против оригенистов. После окончания работы Собора его акты были разосланы во все поместные церкви. В Иерусалиме Евстохий собрал поместный Собор, утвердивший решения Вселенского собора. Авильский епископ Александр отказался присутствовать на Иерусалимском соборе, за что был низложен. Акты пятого Вселенского собора были предложены на рассмотрение монахам-оригенистам Новой лавры. Они отказались одобрить деяния Собора, и Евстохий в течение восьми месяцев уговаривал их сделать это. Не добившись желаемого результата, он с помощью военных во главе с дуксом Анастасием изгнал их из Новой лавры и из Палестины. Лавра была заселена 120 монахами, 60 из которых до этого были насельниками Великой Лавры, а 60 – других монастырей палестинской пустыни. Во главе Новой лавры Евстохий поставил некоего Иоанна (21 февраля 554 г.). В 563 (или 564) г. император Юстиниан I начинает подозревать Евстохия в оригенистских симпатиях. Эдит Штейн (1891–1942 гг.) связывает его низложение с интригами при дворе епископа Иоппийского, имя которого в источниках не указано. После низложения Евстохия на Иерусалимскую кафедру был возвращён его предшественник патриарх Макарий II. Согласно сведениям монофизитского церковного историка VI в. Эфесского епископа Иоанна, Евстохий был низложен за то, что активно противостоял язычникам во время своего патриаршества, и именно они воздвигли против него несправедливые обвинения. После низложения Евстохий вернулся в Константинополь и поселился в келье во дворце Гормизда, где проживало много восточных монахов, собранных там ещё императрицей Феодорой. Он пользовался большим уважением среди царствующих особ и сановников, которые его часто посещали. Согласно тому же Иоанну Эфесскому, в третий год правления императора Тиверия I (578–582 гг.) Евстохий был убит своим слугой, который за это по приказу императора был брошен на съедение зверям. Имя Евстохия упоминается в одной надписи в Иерусалиме, датируемой сентябрём 556 г. – мартом 557 г.

 
PR-CY.ru