Словарь по христианству Е ЕВТИХИЙ

ЕВТИХИЙ

ЕВТИХИЙ –  Константинопольский патриарх в 552–565, 577–582 гг., святой православной церкви, почитается в лике святителей; память совершается 6 апреля (по юлианскому календарю). Родился в селении, носившем название «Божественное», во Фригийской области. Его отец, Александр, был воином, а мать, Синесия, была дочерью священника августопольской церкви Исихия. Евтихий получил первоначальное образование и христианское воспитание от своего деда-священника. В возрасте 12 лет был отправлен в Константинополь для получения дальнейшего образования. Юноша преуспел в изучении наук, но затем решил посвятить себя иноческой жизни. Он удалился в один из амасийских монастырей и принял в нём монашеский постриг. За свою строгую жизнь был поставлен архимандритом всех амасийских монастырей. Когда при императоре Юстиниане I Великом (527–565 гг.) готовился созыв пятого Вселенского собора, митрополит Амасийский был болен и отправил вместо себя архимандрита Евтихия. Историки утверждают, что он был апокрисиарием Амасийского митрополита и проживал в Константинополе (обязанности апокрисиария аналогичны обязанностям современных дипломатических представителей). Согласно преданию, увидев его в Константинополе, престарелый патриарх Мина (536–552 гг.) предсказал, что он будет после него патриархом. Евтихий обратил на себя внимание Юстиниана I во время одной из конференций епископов, когда в присутствии императора обсуждался вопрос о Феодоре Мопсуэстийском, Иве Едесском и Феодорите Кирском, разделявших в ряде вопросов мнение Нестория (428–431 гг.), но считавшихся православными. Евтихий высказался о допустимости церковного осуждения уже умерших людей (все трое к тому моменту уже были мертвы) и привёл пример библейского царя Осии, который разрушил жертвенник Ваала, велел выкопать и сжечь кости умерших жрецов этого бога (4 Цар. 23:16). Отыскать эту цитату было нетрудно, а сама по себе она не доказывала возможность осуждения «Трёх Глав»: епископы могли объяснить её иначе. Дело в том, что жрецы и при жизни не принадлежали к ветхозаветной церкви, тогда как Феодор Мопсуэстийский до самой смерти был в единении с церковью. Однако Юстиниан I отметил такое усердие Евтихия и поставил его Константинопольским епископом. Император не стеснялся сверхъестественным указанием ему на Евтихия. Согласно житию, после смерти Мины Юстиниану I в видении явился апостол Пётр и, указав на Евтихия, произнёс «Пускай сей да будет поставлен вам епископом». В начале патриаршего служения Евтихия в 553 г. состоялся пятый Вселенский собор, который осудил возникшие в империи ереси и предал их анафеме (Евтихий председательствовал на Сборе). Он первым в сжатой форме сформулировал положение об отношении Священного Писания к Священному Преданию. Ещё в послании Домна II Антиохийского (441/442 – 450 гг.) к императору Феодосию II Младшему (408–450 гг.) от 448 г. утверждалась тесная связь между антиохийскими монофизитами и ересиархом Евтихием, который обвинялся в аполлинаризме. В ноябре 448 г. созванный архиепископом Флавианом (446–449 гг.) местный Константинопольский собор признал аналогичность христологии Евтихия ереси Аполлинария и приговорил ересиарха к лишению пресвитерского и архимандритского сана. Согласно учению Евтихия, о двух природах Иисуса Христа можно говорить лишь до Его Воплощения, а после единения у Христа лишь одна природа, иная по сущности человеческой. Император Юстиниан I, на старости лет увлёкшийся автардокетизмом, издал эдикт о том, что плоть Христова с самого рождения была нетленной, и потребовал от епископов, чтобы они подписали составленное им в этом духе исповедание веры. Автардокеты (т.е. «нетленномнители») учили, что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Учение о нетленности плоти Христовой, которое даже умеренные монофизиты (феодосиане-севириане) считали ересью, император хотел навязать православной церкви в качестве догмата. Но это не могло привести к единению монофизитов с церковью, которые в это время составляли меньшинство греческого населения. Эдикт императора (если бы даже его и приняли) мог породить смуту, прежде всего, в самом монофизитстве, но православной церкви ничего не обещал. Евтихий энергично отказался подписывать это исповедание веры, и Юстиниан низложил его. 21 января 565 г. Евтихий совершал богослужение в церкви дворца Гормизды. В это же время в епископии был произведён обыск. Узнав об этом, патриарх до трёх часов ночи не выходил из храма, молясь и ничего не вкушая, потому что люди утверждали, что ему небезопасно выходить на улицу, где его убьют по приказу императора.

 



 
PR-CY.ru