Словарь по христианству Е ЕПИФАНИЙ

ЕПИФАНИЙ

ЕПИФАНИЙ – Константинопольский патриарх с 25 февраля 520 г. по 5 июня 535 г. До избрания – пресвитер и синкелл своего предшественника Иоанна II Каппадокийца (518–520 гг.), также ведал сиротскими домами. С согласия епископов, мирян, монахов и жителей столицы он был избран на столичную кафедру императором Юстином I (518–527 гг.) и императрицей Евфимией, находясь в то время в Фессалониках. Хорошо знал Священное Писание, выражал полное послушание светской власти. В письме папе Римскому Гормизду (514–523 гг.) от 9 июля 520 г. Епифаний сообщил о своём избрании и привёл исповедание веры, в котором, в частности, выразил приверженность четвёртому Вселенскому собору и исповеданию веры папы Римского Льва I Великого (440–461 гг.). Патриарх заверил Гормизда, что, следуя папским условиям, на основе которых в 519 г. было восстановлено общение Римской и Константинопольской церквей, он не позволяет поминать в диптихах и за богослужениями имена Константинопольских патриархов от Акакия (471–488 гг.) до Иоанна II, которых папа осудил. Кроме того, 9 сентября 520 г. Епифаний направил папе Гормизду решение Константинопольского поместного собора о поставлении его патриархом, сопроводив письмом, в котором предупреждал, что многие епископы Понта, Асии и Востока отказываются (несмотря на требование папы) вычеркнуть из диптихов имена своих предшественников, подписавших «Энотикон» императора Зинона (474–491 гг.), что может служить препятствием для сохранения церковного мира. Патриарх просил папу смягчить требования, о чём папе также писал будущий император Юстиниан I (527–565 гг.), племянник императора Юстина I, клирики и епископы Востока. В ответном письме, отправленном после 17 сентября 520 г., папа Гормизд порицал Епифания за то, что тот с большой задержкой сообщил ему о своём поставлении. Задержка произошла по причине общего недовольства в Константинополе из-за требования папы Гормизда осудить и вычеркнуть из диптихов всех Константинопольских патриархов и поместных епископов, подписавших «Энотикон», включая даже тех, кто были изгнаны за приверженность четвёртому Вселенскому собору, как, например, Константинопольский патриарх Македоний II (495/496 – 511 гг.). Это требование в Константинополе считали чрезмерным и уговаривали папу ограничиться осуждением патриарха Акакия. В пространном письме от 26 марта 521 г. папа Гормизд отвечал на просьбы императора Юстиниана и патриарха Епифания смягчить требования относительно осуждения епископов, подписавших «Энотикон». Папа привёл подробное изложение исповедания веры, ставшее основанием для осуждения ересиарха Нестория (381–397 гг.), патриарха Константинопольского, и архимандрита Евтихия, и заверил, что он согласен придерживаться церковного единства с Иерусалимской церковью в случае принятия её иерархами этого текста. Относительно осуждения епископов в письме ничего не говорилось, однако встречается напоминание о необходимости решить дело Фессалоникийской церкви в пользу Рима.

 



 
PR-CY.ru