Словарь по христианству Е ЕВТИХИЙ

ЕВТИХИЙ

ЕВТИХИЙ (около 370 – после 454 гг.) – константинопольский архимандрит, игумен одного из константинопольских монастырей. Ему приписывается создание ереси, названной по его имени евтихианством. В конце VII в. входит в оборот альтернативное название, отражающее смысл этой ереси – монофизитство. Это учение было, по сути своей, противоположностью несторианства и выросло на почве борьбы с ним. Согласно общепринятому мнению, евтихианство (монофизитство) исповедовало во Христе только одну божественную природу, из-за чего Иисус Христос признавался только Богом, но не человеком. Евтихий был осуждён на Константинопольском поместном соборе 448 г. как ересиарх всеми историческими христианскими конфессиями. Считается, что, будучи сторонником александрийской христологии, Евтихий, в своей борьбе с представителями диофизитского учения несторианства, извратил православное учение Кирилла Александрийского (412–444 гг.). Согласно такому мнению, он, неверно истолковав святоотеческое учение о единой природе Бога воплощённого, уклонился в иную крайность, создав учение об одной божественной природе Христа. Евтихию (как создателю монофизитства) приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая им от Матери, растворилась в божественной природе как капля мёда в океане и потеряла своё бытие. Признание Иисуса Христа только Богом и не признание в Нём человечества представляет приписываемое Евтихию учение как одну из форм докетизма, поэтому в течение нескольких веков Евтихий анафематствовался в ряду других известных ересиархов-докетов. Такой анафематизм сохранился, в частности, в «Исповедании веры» католикоса Армянской апостольской церкви Авраама I Ахбатанеци (607–615 гг.): «Анафематствуем Манеса, и Маркиона, и Бардесана, и Евтихия, которые говорили, что Сын Божий явился в мире призрачно, по подобию и мнимо, и не истинно воспринял тело и душу от Святой Девы и Богородицы». Как докетизм представлял монофизитство и преподобный Анастасий Синаит (около 640 – конец VII/начало VIII в.): «Христос есть только одно чистое Божество, лишённое всякой примеси плоти и души». Систематизатор византийского богословия преподобный Иоанн Дамаскин (около 675 – около 753 гг.) в своём сборнике ста ересей даёт несколько иное объяснение евтихианству: «Евтихианисты, получившие имя этой ереси от Евтиха, говорят, что Господь наш Иисус Христос не получил плоть от святой Девы Марии, но утверждают, что Он воплотился каким-то более божественным образом, не уразумев, что человека, повинного греху праотца их Адама, именно его Бог Слово соединил с Собой от Девы Марии...» Существуют и иные представления о евтихианстве, что является следствием отсутствия реальной, документально зафиксированной ереси Евтихия. Всё, что известно о евтихианстве из истории церкви, является плодом склонной к мифотворчеству необъективной конфессиональной апологии. Сохранившиеся сведения о деяниях осудившего Евтихия Константинопольского поместного собора свидетельствуют только о том, что константинопольский игумен стал жертвой не прекратившегося со времён Кирилла Александрийского и Нестория противоборства двух христологических партий миафизитов и диофизитов. Первые обвиняли вторых в разделении Христа на двух отдельных субъектов Бога и человека, в то время как вторые обвиняли первых в слиянии божества и человечества Христовых и исчезновении самого человечества. Сам Кирилл обвинялся со стороны несториан в докетизме и аполлинаризме, а потому исследователи не видят ничего удивительного в том, что в этих же самых ересях был обвинён и Евтихий. Впервые его имя упоминается на Эфесском соборе 431 г., где как сторонник Кирилла Александрийского он выступал в качестве оппонента Нестория. После смерти св. Далмация (около 440 г.) Евтихий стал главным лицом среди константинопольского монашества. Кроме того, он был духовником и крёстным отцом евнуха Хрисафия (всесильного временщика в конце правления императора Феодосия II Младшего) и пользовался влиянием при дворе. Под влиянием Евтихия император начал наступление на последователей Нестория. Указом от 16 февраля 448 г. Феодосий II осуждал ересь Нестория наряду с антихристианскими памфлетами неоплатоника Порфирия (232/233 – 304/306 гг.). Все сочинения, не совсем согласные с православною верой, изложенной Соборами в Никее и Эфесе и блаженной памяти Кириллом, подлежали сожжению; все приверженцы Нестория подлежали отлучению и низложению. Например, император лично низложил Иринея, бывшего сановника и друга Нестория, ставшего епископом Тирским (под предлогом неканоничности его поставления как состоявшего в двух браках).

 



 
PR-CY.ru