ЕВСЕВИЙ - Страница 3

Устранив Афанасия, Евсевий намеревался провести в Александрии торжественное введение Ария в церковь, однако появление Ария в городе привело к беспорядкам, и церемонию пришлось отменить. Император Константин вызвал Ария в Константинополь и обвинил его в том, что он был причиной беспорядков. Евсевию удалось успокоить императора, но от торжественного введения Ария в храм в Александрии пришлось отказаться. Церемонию решено было провести в Константинополе вопреки протесту Константинопольского епископа Александра. Однако Арий неожиданно умер накануне церемонии, намеченной на 6 июня 336 г. В последние годы жизни императора Константина Великого влияние Евсевия при дворе усиливалось. 22 мая 337 г. он вместе с несколькими епископами крестил перед смертью императора. По сообщению Филосторгия, Евсевий был доверенным человеком умиравшего императора, которому тот передал завещание, затем Евсевий отдал завещание его сыну императору Констанцию II (337–361 гг.). Евсевий быстро приобрёл расположение нового императора, взявшего под управление восток империи. Его влияние при дворе сохранилось. Евсевию было поручено воспитание двоюродных племянников императора Констанция – Галла и Юлиана. В августе 337 г. умер Константинопольский епископ Александр, и на его место было выдвинуто два кандидата: святитель Павел и диакон Македоний. Евсевий и митрополит Феодор Гераклейский опротестовали законность рукоположения Павла, поскольку оно было совершено без утверждения митрополита (Феодора). Павел был низложен, а управление Константинопольской церковью принял на себя Евсевий. Хотя его имя значится в официальных списках Константинопольских патриархов, он не был правящим Константинопольским епископом, а лишь временно управлял столичной кафедрой в течение трёх лет. Осенью 337 г. в Виминакии (Паннония) на встрече императоров-соправителей Констанция II, Константина II и Константа было принято решение о возвращении на кафедры ранее сосланных епископов. Евсевий должен был смириться с возвращением изгнанных никейцев, в том числе Афанасия Александрийского. Однако вскоре Собор в Антиохии, проходивший под председательством Евсевия около 338 г., вновь низложил Афанасия. Вместо него была утверждена кандидатура Григория Каппадокийца. В марте 339 г. епископ Григорий вступил в Александрию вместе с военным отрядом, а Афанасий был вынужден бежать из города. Тогда же Афанасий разослал окружное послание с обличением Евсевия и его партии. После Пасхи в том же году Афанасий прибыл в Рим, где получил поддержку папы Юлия I (337–352 гг.). Евсевий несомненно знал об этом и направил папе Юлию I послание, в котором доказывал каноничность низложения Афанасия и поставления Григория Каппадокийца. Однако папа решил пересмотреть дело Афанасия и в ответном послании пригласил Евсевия и других восточных епископов прибыть для этого на Собор в Рим. В это же время архиереи, принимавшие участие в Антиохийском соборе, выразили недовольство тем, что папа вёл переписку с одним Евсевием, а не со всеми, и возмутились его намерением пересматривать канонически решённое дело. Неизвестно, участвовал ли Евсевий в составлении этого соборного послания к Юлию I, однако его имя названо среди адресатов ответного послания к участникам Антиохийского собора. Ответное послание Юлия I было составлено уже после оправдания Афанасия в Риме, куда никто из восточных епископов не явился. К этому времени Евсевия, видимо, уже не было в живых. В Сирийском Мартирологе под восьмым днём месяца тишри (8 ноября) отмечена память Евсевия без указания места его смерти. В Мартирологе блаженного Иеронима 8 ноября также день памяти Евсевия. Греческие материалы Мартирологов Сирийского и блаженного Иеронима восходят к прототипу, созданному в восточных провинциях империи (Никомидии?) при императоре Валенте (364–378 гг.). В этих Мартирологах указано немало дней памяти арианствующих деятелей (в том числе Ария в Сирийском Мартирологе), перешедших из греческого прототипа, составитель которого был арианином. Если признать, что память Евсевия помещена под 8 ноября, то на этот день в 339 или в 340 г. следует отнести его кончину. Есть версия, что по приказу императора Констанция Евсевий руководил Антиохийским обором 341 г., на котором на Востоке было установлено так называемое полупелагианство. Однако Евсевий не участвовал в Соборе 341 г. и формально так и не отрёкся от Никейского Символа веры, несмотря на длительную борьбу против его сторонников.



 
PR-CY.ru