Словарь по христианству Е ЕВСЕВИЙ

ЕВСЕВИЙ

ЕВСЕВИЙ (ум. в 341 или 342 г.) – епископ Никомидийский (рукоположен до 323г. ), архиепископ Константинопольский (338–341 гг.), один из сторонников арианства. Ученик Лукиана из Самосаты (220–312 гг.), воспитатель императора Юлиана Отступника (361–363 гг.), с которым был в родстве. В послании к Евсевию Арий называл его «солукианистом». Афанасий I Великий (около 295 – 373 гг.), церковные историки Сократ Схоластик (около 380 – после 439 гг.), Созомен (около 400 – 450 гг.), Киррский епископ Феодорит (386/393 – 457 гг.) часто называли ариан, противников Никейского Символа веры, евсевианами, по имени Евсевия. Первые сведения о нём относятся к тому времени, когда он занимал кафедру Берита Финикийского (ныне Бейрут, Ливан); дата его перехода на Никомидийскую кафедру неизвестна. Как епископ Никомидии Евсевий впервые упомянут в послании к нему Ария (сентябрь 323 г.), в котором Арий сообщал о своём изгнании из Александрии и просил у Евсевия поддержки. В то же время епископ Александр Александрийский (313–328 гг.) в окружном послании упрекал Евсевия в том, что тот покинул кафедру Берита ради Никомидии, бывшей в то время императорской резиденцией. Император Константин I Великий (323–337 гг.) в послании к жителям Никомидии и Никеи против их епископов Евсевия и Феогнида (сентябрь 325 г.) указывал, что Евсевий был епископом Никомидии при Лицинии и в то время он «сотрудничал с тираном», подсылал к Константину шпионов Лициния. Но благодаря покровительству Констанции, жены Лициния и сестры Константина, Евсевий продолжал пользоваться влиянием при дворе Константина и после поражения Лициния. Евсевий проявил себя как активный сторонник Ария, принял его у себя и добился церковного оправдания Ария на Соборе в Никомидии (конец 324 или начало 325 г.). Стремясь сохранить мир в церкви, Евсевий Никомидийский совместно с епископом Евсевием Кесарийским (около 263 – 340 гг.) выступил инициатором примирения между Арием и епископом Александром Александрийским. По совету Евсевия Арий написал в Никомидию оправдательное письмо к Александру. Александр Александрийский в посланиях упоминал о письмах, которые Евсевий Никомидийский посылал ему в защиту Ария. Из переписки Евсевия 324 г. сохранилось послание к епископу Павлину Тирскому, в котором Евсевий активно пропагандировал взгляды Ария, доказывая его правоту в учении о Сыне Божьем. Евсевий писал, что Сын несомненно сотворён, Он никак не может быть рождён из сущности Отца, т.к., признав единосущие Сына Отцу, мы бы потеряли самостоятельное бытие Сына. Заявляя же, что Сын не сотворён, мы тем самым не делаем различий между Ним и Отцом, признавая Их фактически тождественными друг другу по сущности, т.е. одной сущностью. Поскольку Евсевий не различал понятия «сущность» и «существо», то у него «одна сущность» означает «одно существо». Как и Арий, Евсевий в признании тварности Сына видел единственную возможность подчеркнуть Его самостоятельность. Вероятно, Евсевий был против созыва общецерковного Собора в Никее, считая, что арианский спор должен быть улажен богословами и не требует столь масштабного мероприятия. На первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) Евсевий выступил как главный защитник друга своей юности Ария (сам Арий не мог принимать участие в прениях как уже однажды осуждённый). Представленное им исповедание веры было отвергнуто участниками Собора. Амвросий Медиоланский (около 340 – 397 гг.) сообщал, что на Соборе зачитывалось послание Евсевия, возможно, к епископу Павлину Тирскому. Дело защиты Ария было проиграно; о дальнейшей роли Евсевия в работе Собора исследователям ничего не известно. Евсевий подписал Никейский Символ веры, однако отказался признать анафему Ария (впоследствии он придерживался той же позиции). По сообщению историка Филосторгия (около 368 – около 439 гг.), Евсевий, подписывая Символ, заменил один термин «единосущный» другим – «подобосущный», однако достоверность этого факта у исследователей вызывает сомнения. Тем не менее, этот факт согласуется с сообщением Сократа Схоластика, назвавшего Евсевия в числе пяти епископов, отказавшихся подписать Символ веры, но этот же автор приводит соборное послание, где упомянуто об отказе принять Символ только епископов Секунда Птолемаидского и Феоны Мармарикского. Скорее всего, кроме них, все участники Собора, включая Евсевия, подписали Символ, о чём упоминают Созомен и Феодорит. Известие Филосторгия исследователи считают попыткой оправдать Евсевия, который позднее в среде ариан заслужил славу святого. После Собора влияние Евсевия на императора уменьшилось, и его положение в церкви уже не имело прежнего значения. Через несколько месяцев после Собора Евсевий и епископ Феогнид Никейский вступили в контакт со сторонниками Ария и с общиной мелетиан в Египте. В результате этого в сентябре 325 г. епископы были низложены и сосланы по распоряжению императора в Галлию.

 



 
PR-CY.ru