Словарь по христианству Е ЕВГЕНИЙ II

ЕВГЕНИЙ II

ЕВГЕНИЙ II –папа Римский со 2 мая 824 г. по август 827 г. После смерти папы Пасхалия I (817–824 гг.) в связи с выборами нового папы обострилось противостояние римской аристократии и духовенства, входившего в состав Римской курии. Несмотря на постановление Собора 769 г., в соответствии с которым миряне не могли принимать участие в выборах папы, римские нобили выдвинули своего претендента на папский престол. При посредничестве Валы, советника Лотаря (сына и с 817 г. соправителя франкского императора Людовика I Благочестивого), противоборствующим сторонам удалось достичь компромисса. На папский престол был избран ставленник аристократии – архипресвитер базилики св. Сабины Евгений. Точная дата его посвящения в сан Римского папы неизвестна (не позднее 6 июня 824 г.). О своём избрании на Римскую кафедру Евгений II известил императора Людовика I Благочестивого (814–840 гг.), который направил в Рим Лотаря для утверждения нового епископа и установления порядка в городе (о наличии волнений свидетельствует тот факт, что тело папы Пасхалия I оставалось незахороненным вплоть до посвящения Евгения II). Лотарь прибыл в Рим осенью 824 г. В ноябре того же года между ним и Евгением II был заключён договор – «Constitutio romana» («Римское уложение»), в соответствии с которым над папским престолом фактически устанавливался имперский суверенитет. Договор регулировал процедуру избрания папы, обеспечив преимущественные права франкского императора, гарантировал участие в выборах светским лицам, определил систему управления Римом: параллельно с папской административной структурой создавалась императорская. Двойственная система вводилась и в судопроизводстве. Папский и императорский суды были независимы друг от друга, и римлянин мог выбирать, остаться в юрисдикции папского суда или перейти в юрисдикцию императорского. Важной частью «Constitutio romana» являлась клятва верности Людовику I Благочестивому и Лотарю, которую должны были принести римляне. Согласно тексту присяги, папа до своего посвящения должен был принести клятву верности императору. В текст присяги было включено обязательство не подчиняться кандидату на папский престол, избранному вопреки канонам и не присягнувшему на верность императору. В области религиозных и церковных дел понтификат Евгения II означал рост папской власти. Как и Пасхалий I, он укреплял авторитет папы в вопросах веры, что проявилось в его отношении к возродившемуся в 814 г. в Византии иконоборчеству. В 824 г. византийский император Михаил II Травл (820–829 гг.), умеренный противник почитания икон, обратился к Людовику I Благочестивому с посланием, в котором жаловался на иконопочитателей, бежавших из Византии в Рим и распускавших там слухи о господстве в Византии иконоборческой ереси. Михаил II указывал, что его меры направлены лишь против неподобающего поклонения иконам, а не против иконопочитания в целом, и просил Людовика I Благочестивого оказать помощь в получении папского одобрения иконоборчества и изгнания из Рима клеветников. Однако ни направленный в Рим франкским императором епископ Лизьё Фрекульф, ни побывавшее в Риме византийское посольство не смогли заставить Евгения II изменить точку зрения в вопросе о поклонении иконам. Говорят, что в разгар иконоборчества папе нужно было принимать ту или иную сторону. Сам-то он был сторонником культа икон, но это не совпадало с мнением императора. Тогда в его понтификат был созван Собор, который вынес решение: «Всякая икона по закону Божьему является кумиром, но всякое поклонение ей – идолопоклонство». Тем не менее, папа считал окончательными решения Седьмого Вселенского Собора (787 г.), осудившего иконоборчество. В 825 г. Людовик I Благочестивый собрал в Париже представителей франкского духовенства, которые составили специальную книжицу (libellus), призванную на основе цитат из трудов святых отцов убедить Евгения II в необходимости поддержать позицию византийского императора Михаила II. Однако папа, отказавшись признать право императора на вмешательство в догматические вопросы, остался верен своей позиции. В середине ноября 826 г. Евгений II созвал в Риме Собор в составе 62 епископов, представлявших Рим и диоцезы Северной Италии. Было принято 38 канонов, которые регулировали порядок избрания епископов, образование клириков, повседневную жизнь и светскую деятельность духовенства, обязанности священников и семейное право. Римский Собор 826 г. также известен тем, что в ряде принятых им канонов впервые содержалось юридическое признание церковной собственности. На Римском соборе 826 г. папство берёт в свои руки продолжение реформы церкви, начатое Карлом I Великим (472–814 гг.). Это отразилось в том, что решения Собора во многом повторяли законы, действовавшие в Каролингской империи. Евгений II похоронен, вероятно, в базилике Святого Петра. Сохранилось несколько его посланий и декретов. Основными источниками по истории понтификата Евгения II являются различные каролингские хроники и анналы, биография императора Людовика I Благочестивого и «Житие папы Евгения II» («Vita Eugenii II»), вошедшее в состав Liber Pontificalis. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru