ЕРЕСЬ

ЕРЕСЬ (греч. «airesis» – «выбор, направление, школа, учение, секта») – в узком смысле означает произвольный выбор образа жизни, мнения, расходящегося с учением церкви; в более широком смысле – это сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, выбор особого вероучения или философского учения, отличного от общепринятого, выбор системы догматических или философских воззрений, отвергнутых большинством авторитетов рассматриваемой религиозной традиции; означает также философскую или религиозную секту, выделение из состава церкви новой общины. Таким образом, ересь должна возникнуть после того, как традиция уже состоялась, или не иметь прямого выведения из предпосылок, приведших к образованию традиции. Она отражает накопление внутренних противоречий в религиозной общине, которое разрешается доктринальным спором и размежеванием. При этом ересь может как получить самостоятельное институциональное оформление, создав свою параллельную организацию, так и продолжить существование в виде идеологии, внутреннего протеста, даже двоеверия. К первому разряду относятся такие исторически возникшие ереси, как гностические секты (см. Гностицизм) в раннехристианском богословии и монофизитство в Византии. Ко второму – пелагианство на Западе, имяславие в Русской православной церкви. В иудео-эллинистической культуре, на фоне которой зародилось и развивалось христианство, этим термином обозначали философские или религиозные школы. К примеру, так называли иудейские религиозно-политические партии – фарисеев и саддукеев (Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Соответственно, это понятие изначально носило описательный, вполне нейтральный характер. Именно в этом смысле иудеи называли первых христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5). Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова: поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. 14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Поэтому в Новом Завете и у ранних Отцов церкви этот термин использовался для обозначения принадлежности к секте. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2 Пет. 2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (галл. 5:20). Так, апостол Павел говорил о себе: «Я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению (hairesis)» (Деян. 26:5). В Послании к Галатам (1:9) Павел писал: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Начиная с апостольских времён, церковь претендовала на роль единственной хранительницы вероучения, воспринятого от Христа, и осуждала то, что рассматривалось как отклонение от христианской ортодоксии, использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или для обозначения группы людей, отколовшихся от церкви вследствие приверженности такому учению. Начиная с посланий раннехристианского писателя, апостольского мужа Игнатия Антиохийского (ум. в 107 г.) к Траллийцам и Ефесянам (около 108 г.), термин стал использоваться для обозначения религиозного инакомыслия. В эпоху церковного писателя и богослова Иеронима Евсевия (около 342–420 гг.) этот термин закрепился в качестве обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви из-за своей приверженности той или иной неортодоксальной доктрине, в отличие от термина «схизма» («раскол»), подразумевавшего обособление от церкви вследствие отказа подчиняться определённому иерархическому авторитету. С конца апостольской эпохи и до начала III в. не менее 40 сект, обычно носивших имя своего основателя и духовного вождя, были осуждены как еретические. Один из первых Отцов церкви Ириней Лионский (около 130 – 202 гг.) в своём сочинении «Против ересей» (около 180 г.) называет, по крайней мере, 15 таких сект (в основном, гностического толка). Разделяя озабоченность церкви сохранением чистоты вероучения, Отцы церкви были далеки от того, чтобы проявлять снисходительность к еретикам.

 



 
PR-CY.ru