Словарь по христианству Е ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Памфил

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Памфил

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Памфил (около 260/265 – 340 гг.) – христианский епископ, церковный историограф, библиофил, писатель и библеист. Родился в Палестине, учился в Кесари у пресвитера Памфила, в честь которого (после его мученической кончины в 310 г.) принял его имя. От Памфила Евсевий унаследовал интерес к трудам греческого христианского теолога, учёного и философа Оригена (около 185 – около 254 гг.). Во время гонения императора Диоклетиана (284–305 гг.) Евсевий бежал из Кесарии в Сирию, затем в Египет и Фиваиду, спрятав библиотеку кесарийского училища, а после путешествия обогатив её новыми коллекциями рукописей. Вернулся только после обнародования Миланского эдикта и с воодушевлением принял сторону императора Константина I Великого (323–337 гг.). Около 313 г. он был избран епископом Кесарии, а с 323 г. был приближён ко двору и пользовался особым доверием императора. В частности, Константин I поручил Евсевию Кесарийскому определить состав канонических текстов Священного Писания для церковного чтения. Он оказывал сильное влияние на императора и сохранил это влияние до смерти. Этому способствовало умение Евсевия Кесарийского хвалить покровителей и замалчивать их ложные шаги, готовность вовремя изменить на свои взгляды, ориентируясь на чужие документы. Евсевий Кесарийский является историографом эпохи Константина Великого, но именно благодаря его искусству располагать свет и тени до сих пор не известно много важного в жизни императора (вместо портрета он оставил нам икону), а также в процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. От исторических сочинений Гегезиппа и Юлия Африкана книги Евсевия Кесарийского отличаются систематичностью и наличием пространных цитат из других авторов, чьи произведения оказались утраченными, поэтому именно его называют «отцом христианской историографии». Когда начались арианские волнения, Евсевий Кесарийский не сумел (или не захотел) занять определённую догматическую позицию. В христологических спорах (см. Христология) Евсевий Кесарийский занимал полуарианскую позицию; его, как почитателя Оригена, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства (см. Арий, Арианство). Но когда 325 г. на Первом Вселенском соборе дело дошло до голосования формулы императора «единосущный» (Отцу), он не устоял перед искушением угодить венценосному «епископу внешних». После Собора, с возникновением антиникейской реакции, Евсевий Кесарийский становится её видным деятелем. В 330 г. он присутствует на Соборе, осудившем Евстафия Антиохийского, а в 335 г. – на Тирском соборе, осудившем Афанасия Великого (Александрийского). Но в представлении о Евсевии Кесарийском всё заслоняется его заслугами как церковного писателя. Христианская проза в это время постепенно ассимилирует новые жанры. Если христиане первых времён жили не воспоминаниями о прошлом, а чаяниями о будущем, не историей, а эсхатологией, то к IV в. положение меняется, и церковь ощущает потребность увековечить свою историю. За это взялся епископ Кесарии Евсевий Памфил, который написал «Церковную историю», в последнем варианте доведённую до 323 г. (т.е. до эпохи Константина).

 



 
PR-CY.ru