ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 9

Послания сохранились полностью в сирийском переводе; в армянском – частично (около 25 писем) и вперемешку с другими сочинениями; в греческом – обширные фрагменты около 15 посланий в разных редакциях. «Послание к Мелании» – самое большое послание Евагрия Понтийского, написанное около 398 г.; содержит синтез его богословского учения. В частности, здесь развиваются основные оригенистские идеи о предсуществовании душ, их падении и восстановлении в единство с Богом через спасительный подвиг Иисуса Христа. Послание сохранилось полностью только в сирийском переводе (в двух частях) и частично в латинском переводе, сделанном с армянского. Хотя в сирийских рукописях в качестве адресата послания значится Мелания Старшая (о чём свидетельствует и Иероним), проблема адресата остаётся для исследователей до конца не разрешимой, поскольку в сирийском переводе встречаются формы обращения только мужского рода (в связи с этим Бунге выдвинул предположение, что настоящим адресатом послания был Руфин). Впрочем, наличие форм обращения мужского рода может объясняться ошибкой сирийского переводчика, принявшего греческий вариант имени Мелании за указание на лицо мужского пола. «Послание о вере» («Слово, или догматическое послание, о Святейшей Троице») – первое по времени сочинение Евагрия Понтийского, написанное во время его диаконского служения в Константинополе в 381 г. В нём он излагает православное учение о Святой Троице против еретиков – ариан и пневматомахов (см. Духоборчество). Сохранившееся полностью в греческом оригинале, это послание ранее приписывалось различным авторам: Нилу Синайскому, Григорию Богослову, Василию Великому (в составе писем которого оно до сих пор публикуется), однако его принадлежность Евагрию Понтийскому была доказана Р. Мельхером, что подтверждается сирийским переводом (весь корпус посланий Евагрия Понтийского в сирийском переводе был подробно исследован Бунге). В арабской версии исследователями обнаружено ещё одно послание Евагрия Понтийского – «К епископу Антиохийскому о терпении». Помимо сочинений Евагрия Понтийского, подлинность которых считается доказанной, под его именем, главным образом, в сирийских и армянских рукописных традициях сохранились сочинения сомнительной атрибуции. Большинство из них являются незаконченными сочинениями, часть из которых представляет собой фрагменты подлинных творений Евагрия Понтийского («Мысли», «Схолии на Притчи», «Наставления», «Главы учеников Евагрия»). Часть приписывается ему ошибочно, либо его авторство не установлено. Так, в греческом оригинале сохранилось сочинение «Главы учеников Евагрия» (другой вариант названия – «Главы учения Евагрия»), которое состоит из 198 кратких глав, отражает устное учение Евагрия Понтийского, записанное его слушателями и учениками и имеет множество параллелей с его подлинными сочинениями. Некоторые главы этого сочинения были впоследствии использованы Максимом Исповедником в его «Сотницах о любви». Остаётся под вопросом авторство Евагрия Понтийского в отношении небольшого сочинения «Об учителях и учениках». В греческих рукописях оно приписывается преподобному Нилу, к сочинению которого «Слово аскетическое» оно близко по содержанию, а в сирийской и армянской рукописях приписывается Евагрию Понтийскому. В сирийском переводе ему приписывается и сочинение «Увещание о признаках безмолвия». Оно сохранилось также в греческой версии в трёх редакциях, приписывающихся Иоанну Ликопольскому, Епифанию Кипрскому и Макарию Великому (Египетскому). Однако это сочинение не может быть приписано никому из этих авторов, его атрибуция Евагрию Понтийскому, несмотря на свидетельство сирийской рукописной традиции, не подтверждается данными внутренней критики. Ранее приписывавшиеся ему на основании ряда сирийских рукописей два кратких трактата под условным названием «Побуждение» и «Увещание», в которых затрагиваются вопросы молитвы и других необходимых составляющих монашеского делания, по всей вероятности, принадлежат сирийскому писателю VI в. Аврааму Нефтарскому. Остаётся под вопросом авторство Евагрия Понтийского и в отношении небольшого сочинения «Исповедание веры», известного по двум сирийским рукописям (в нём содержится краткое изложение триадологии, космологии и сотериологии, во многих положениях близкое к учению Евагрия Понтийского).

 



 
PR-CY.ru