ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 6

«Опровергатель» (или «Прекословящий») – большой аскетический трактат, написанный Евагрием Понтийским по просьбе близких друзей-монахов. Он состоит из пролога и восьми книг, каждая из которых посвящена одному из восьми главных дурных помыслов: чревоугодию, блудной страсти, сребролюбию, печали, гневу, унынию, тщеславию и гордыне. Для каждого помысла автор приводит определённые цитаты из Священного Писания; постоянное их произнесение и размышление над ними должно было помочь монахам «воспротивиться», т.е. избавиться от соответствующего помысла. Цитата из Священного Писания вводится краткой фразой, в которой определяется природа каждого помысла. В целом приводятся 492 цитаты, расположенные в каждой из восьми книг трактата в порядке следования библейских книг – от книги Бытие до Откровения. Большая часть цитат взята из «книг премудрости» – Псалтири, Книги Притчей Соломоновых, Книги Екклесиаста и Книги Иова. Греческий оригинал трактата утрачен, сохранились его сирийский (с обратным переводом на греческий) и армянский переводы, сделанные независимо друг от друга. В одном из писем Евагрий Понтийский упоминает, что посылает этот трактат одному человеку, который хотел прочесть что-нибудь из его сочинений. До сих пор исследователям точно не известно, кто был адресатом этого письма и кому Евагрий Понтийский направил уже написанный им трактат. Они предполагают, что это был авва Лукий – один из монахов монастыря Энатон, находившегося недалеко от Александрии. К этим сочинениям, адресованным монахам-анахоретам, примыкают два, упоминаемые древними историками. Они написаны в стихотворной форме и адресованы общежительным подвижникам: «К монахам, проживающим в киновиях и общинах» и «Увещание к девственнице». Первое сочинение состоит из 137, второе – из 56 практических советов, написанных в форме двустиший в подражание Книге Притчей и обращённых соответственно к новоначальным общежительным монахам и к одной монахине из монастыря Мелании Старшей (ей также адресовано двадцатое послание). Оба сочинения известны также под названием «Зерцало иноков и инокинь», однако это название не является аутентичным (предположительно введением к этим сочинениям служат два послания). Трактаты, не упоминающиеся в древних свидетельствах, но сохранившиеся в рукописной традиции под именем Евагрия Понтийского или передававшиеся под именами других аскетических писателей (главным образом, под именем Нила Анкирского (Синайского) – монаха, подвизавшегося близ Анкиры в конце IV – начале V в.): «Основы жизни монашеской и их изложение согласно безмолвию», «Слово к Евлогию монаху» (сохранилось в греческой рукописной традиции под именем Нила, что подтверждается также свидетельством византийского историка Никифора Каллиста Ксанфопула) и «33 главы, последовательно изложенные» (или «Определения страстей разумной души»). «Основы жизни монашеской…» – небольшое сочинение, в рукописной традиции известное под названием Устав. Оно состоит из 11 глав, в которых приводятся основные требования к монахам-анахоретам, такие как безбрачие, отречение от имущества, странничество, безмолвие, пост, молитва, бдение, помышление о смерти и др. Значительный фрагмент сочинения приписывался Афанасию Великому, небольшой фрагмент встречается среди сочинений аввы Аммония. «33 главы, последовательно изложенные» (или «Определения страстей разумной души») сохранились в виде отдельного сочинения в греческом и сирийском переводах. Они представляют собой извлечения из схолий Евагрия Понтийского на книгу Левит и Книгу Притчей, в которых на примере телесных болезней и диких животных описываются основные страсти или пороки человеческой души: неведение, нерадивость, леность, неверие, неблагодарность, нечестие, беззаконие и т.п. Однако в некоторых греческих рукописях оно помещается между двумя трактатами Евагрия Понтийского – «Словом об аскетическом делании» и «К монахам», а в сирийском и армянском переводах приписывается Евагрию Понтийскому. «Слово…» состоит из 34 глав, в которых более пространно развиваются основные темы, намеченные Евагрием Понтийским в «Основах жизни монашеской»: удаление от мира, отречение от имущества, духовная брань, бдение, молитва, псалмопение, различение помыслов и др.

 



 
PR-CY.ru