ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 5

Третья сотница призывает к созерцанию небесного мира посредством различных образов и понятий: века, солнца, луны, звёзд, ангелов и проч. В четвёртой сотнице предлагаются, главным образом, духовные толкования ветхозаветного священства и жертвоприношений. В пятой сотнице даются духовные толкования различных образов Священного Писания: облака и мрака, воскресения тела, души и ума, духовной брани и соответствующего вооружения, а также духовного града и духовного храма. В шестой сотнице рассматриваются и получают духовное толкование основные положения Никео-Цареградского Символа веры: о Боге Отце, о различии между рождённым и сотворённым, о Рождестве Христа, о Его кресте и распятии, о Его смерти, о Его подчинении Отцу вместе со всеми разумными творениями, о Христе как «Судии живых и мёртвых», о покорности Богу разумных творений, о Христе как «Первенце из мёртвых» и «Первородном между многими братьями» и др. Именно в этом трактате содержатся основные оригенистские положения Евагрия Понтийского, осуждённые Пятым Вселенским собором. За исключением отдельных фрагментов, греческий оригинал «Умозрительных глав» утрачен; в настоящее время имеется около 75 фрагментов (из них 8 сохранились частично), составляющих приблизительно 1/7 часть текста оригинала и сохранившихся в экзегетических катенах, в цитатах или под именами других авторов, таких как Леонтий Византийский, преподобные Варсонофий Великий, Дорофей Газский, Максим Исповедник, Нил Анкирский, а также в сборнике «Doctrina Patrum» («Учение отцов») и в других сочинениях самого Евагрия Понтийского, особенно в экзегетических схолиях. Основная часть данных фрагментов, известная как сочинение «Практические главы», приписываемое Максиму Исповеднику, была впервые опубликована С.Л. Епифановичем (Епифанович С.Л. Материалы к изучению жизни и творений прп. Максима Исповедника. К., 1917). До сих пор не существует единого издания всех греческих фрагментов трактата, опубликованных разными исследователями в разное время и в различных изданиях. Полный текст «Умозрительных глав» сохранился в армянском и сирийском переводах. В 1907 г. мхитарист Саргисян издал армянский перевод, в 1912 г. Франкенберг по рукописи Ватиканской библиотеки опубликовал сирийский перевод вместе с обратным переводом на греческий язык и содержавшимися в той же рукописи комментариями несторианского богослова VII в. Бабая Великого. Однако впоследствии оказалось, что эта версия сирийского перевода, хотя и является более распространённой. Сохранилась в восьми рукописях и в многочисленных цитатах и комментариях сирийских авторов и, по-видимому, более ранней (её появление относят к V в., или к первой трети VI в.). Именно с неё, а не с греческого оригинала в V в. был сделан армянский перевод, представляющий собой тщательно отредактированный текст, из которого устранены все оригенистские идеи. Это выяснилось в 1952 г., когда А. Гийомон в библиотеке Британского национального музея обнаружил сирийскую рукопись, содержащую (как он убедительно показал в результате её сопоставления со всеми 75 сохранившимися греческими фрагментами) неисправленный, подлинный текст «Умозрительных глав», который он вместе с критическим изданием общеупотребительной версии и французским переводом опубликовал в 1958 г. Выводы А. Гийомона до настоящего времени среди исследователей являются общепризнанными; они не встретили сколько-нибудь убедительных возражений. В сирийской редакции и сделанном с неё армянском переводе к 540 главам трактата присоединены ещё 60 глав, составляющие так называемое «Дополнение», в результате общее число глав трактата доходит до 600, что соответствует изначальному замыслу автора. Однако большинство сирийских рукописей трактата не содержат этого «Дополнения», главы которого по философско-богословскому содержанию и жанру хотя и близки к «Умозрительным главам», но в действительности представляют собой отдельное сочинение, состоящее из подлинных высказываний Евагрия Понтийского и имевшее хождение в различных редакциях и под разными названиями. Большая часть этих дополнительных глав вошла в состав другого небольшого трактата Евагрия Понтийского, сохранившегося в греческом оригинале, сирийском и армянском переводах. Этот трактат состоит из 62 кратких глав и разделяется на две части: первая имеет форму кратких определений, посвящённых различным аспектам его учения о духовном ведении; во второй части речь идёт о помыслах, их классификации по природе, происхождению и порядку следования.

 



 
PR-CY.ru