ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 2

Туда Евагрий Понтийский прибыл около 382 г., где близко познакомился с христианскими подвижниками Меланией Римляныней Старшей и Руфином Аквилейским, которые незадолго до этого основали на Елеонской горе два монастыря (женский и мужской), находившиеся недалеко друг от друга. Он не сразу решился вступить на аскетический путь, но пребывал в сомнениях, никому не рассказывая о том, что произошло с ним в Константинополе. Пишут, что вскоре его ум обуяло ораторское тщеславие. Но внезапно он был поражён лихорадкой, продолжавшейся шесть месяцев и истощившей его физические силы. Врачи не знали, как излечить его, и только вмешательство Мелании Старшей спасло ему жизнь. Она заставила Евагрия Понтийского сознаться во всём и, выслушав его признание, пообещала молиться за его выздоровление, если он даст обет навсегда оставить мир и принять монашество. Евагрий Понтийский дал согласие, через несколько дней поправился и сразу же принял монашеское одеяние из рук Мелании и Руфина. После этого Евагрий Понтийский по совету наставников отправился на родину монашества – в Египет, чтобы поучиться у знаменитых отцов-пустынников (с Меланией, Руфином и другими насельниками монастырей на Елеонской горе он переписывался на протяжении всей жизни). Евагрий Понтийский прибыл в Египет в 383 г. и поселился в Нитрийской пустыне, находившейся в 50 км на юго-восток от Александрии. Там он в течение двух лет обучался киновиальному подвижничеству, возможно, под началом Альбина (Албания), родственника Мелании Старшей, а затем, стремясь к более уединённой жизни, переселился в так называемую «пустыню Келлий», находившуюся в 18 км к югу от Нитрии, где присоединился к жившим там отшельникам (в Нитрийской пустыне он прожил последние 15 лет своей жизни). По свидетельству древних историков и сочинений Евагрия Понтийского, его духовными наставниками были преподобные Макарий Александрийский и Макарий Великий (Египетский). Макарий Александрийский был священником и своего рода настоятелем Келлий, в чьём подчинении был и Евагрий Понтийский. Полуотшельнический уклад жизни, который вели монахи-келлиоты, позволял им временные отлучки для получения духовного наставления, так что Евагрий Понтийский изредка находил возможность посещать знаменитых египетских подвижников, живших на значительном расстоянии от Келлий. Помимо регулярных посещений Макария Египетского он посещал Иоанна Ликопольского в Фиваиде и Дидима Слепца на острове в Мареотийском озере неподалёку от Александрии. Под их влиянием Евагрий Понтийский решился осуществить синтез философии и аскетической практики, что нашло отражение в его трилогии «Слово о духовном делании, или Монах», «Гностик, или Умозритель» и «Гностические, или Умозрительные главы, к которой примыкают «Дополнение к Умозрительным главам» и «Размышления». В «Истории египетских монахов» сохранилось свидетельство, что он «часто посещал и Александрию, где заграждал уста эллинским философам». Со временем Евагрий Понтийский стал опытным монахом и наставником (аввой), имевшим от Бога дар мудрости, прозорливости, чудотворения и различения помыслов и духов. В Келлиях он близко сошёлся с четырьмя «Длинными братьями» (Аммонием, Евфимием, Диоскором и Евсевием) – учениками знаменитого аввы Памво, в результате чего там образовался кружок учёных монахов-оригенистов. Вскоре Евагрий Понтийский стал играть в нём ведущую роль, а кружок приобрёл известность как «окружение святого Аммония и Евагрия» и даже как «окружение блаженного Евагрия», «общество Евагрия» или «братство Евагрия». У него появились ученики, самые известные из которых – Палладий (впоследствии епископ Еленопольский) и Ираклид, родом с Кипра (впоследствии епископ Эфесский). По субботам и воскресеньям в келью Евагрия Понтийского собирались братья-монахи, открывали ему свои помыслы, слушали его наставления до восхода солнца, а затем удалялись, радуясь и прославляя Бога, поскольку слова Евагрия Понтийского были сладостны (если кто-то имел особый вопрос, он мог остаться и обсудить его с ним наедине). Ежедневно он принимал у себя 5–6 посетителей из монахов или мирян, приходивших издалека, чтобы послушать его мудрые наставления. Часто паломники приносили Евагрию Понтийскому различные дары, которые он отдавал келейнику, распоряжавшемуся его хозяйственными делами.

 



 
PR-CY.ru