ЕСПЕР, ЗОЯ, КИРИАК, ФЕОДУЛ

ЕСПЕР, ЗОЯ, КИРИАК, ФЕОДУЛ (ум. в первой половине II в.) – мученики Атталийские (память 2 мая). Пострадали при императоре Адриане (117–138 гг.) в городе Атталия (провинция Памфилия). Исследователям известны греческие краткое (дошло в единственной рукописи XI в.) и более полное Мученичества. По мнению исследователей, они не зависят друг от друга и восходят к более древнему и позднее утраченному Мученичеству. Согласно краткому Мученичеству, христиане Еспер, его супруга Зоя и их дети Кириак и Феодул, были рабами в знатной языческой семье, переселившейся из Рима в Атталию. Их хозяина звали Катулл (Каталл), его жену – Терция. Боясь оскверниться языческой пищей, Зоя и её близкие раздавали нищим и странникам получаемую от господ еду. Вскоре Кириак и Феодул поняли, что не могут больше жить в одном доме с язычниками, и пришли к матери за разрешением обличить Катулла. Они открыто заявили, что исповедуют Христа. Катулл решил, что юноши сошли с ума, и потребовал привести их родителей, но Еспер в это время был в другом селении, и разбирательство пришлось отложить. Вскоре у Катулла родился сын, и в честь этого события слугам было послано праздничное угощение. Зоя бросила пищу псам, а вино вылила на землю. Разгневанный Катулл приказал схватить сыновей Зои, подвесить их на дереве и терзать железными орудиями. Эти мучения не испугали ни братьев, ни их родителей, и тогда Катулл повелел бросить всю семью в раскалённую печь. Мученики продолжали славить Господа и в печи, а огонь не причинял вреда им. Спустя некоторое время святые взмолились, чтобы Господь принял их души, и на следующий день, когда печь открыли, их тела, не повреждённые огнём, нашли лежащими лицом к востоку. Позднее почитание мучеников распространилось в Константинополе: в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) есть свидетельство, что 9 августа совершалась память «дня освящения храма мучеников Зои и Еспера в Девтероне» (квартал Константинополя). Исследователи предполагают, что именно этот храм упоминается византийским историком Прокопием Кесарийским в трактате «О постройках» при описании Девтерона.

 
PR-CY.ru