ЕВФРАТА

ЕВФРАТА (ум. после 346 г.) – епископ города Колония Агриппина (ныне Кёльн), участник арианских споров IV в. В перечне предстоятелей Колонии Агриппины, составленном в XI в., Евфрата упоминается как второй по счёту епископ. Он был предшественником Северина (конец IV в.) и занимал кафедру при императоре Грациане (375–383 гг.). Евфрата – преемник епископа Матерна, который присутствовал на Соборе в Риме против донатистов (313 г.) и на Арелатском соборе 314 г. В более ранних списках (рубеж IX и X вв.) Евфрата упоминается только в Верденском с пометкой «еретик» и без собственного номера (ошибочно, по мнению исследователей, упоминается, что он жил в конце IX в.). С именем Евфраты связаны два события из истории арианских споров: его посольство в Антиохию после Сардикийского собора в 344–345 гг. и осуждение на Соборе галльских епископов в Колонии Агриппине (346 г.). Евфрата не принимал непосредственного участия в Сардикийском соборе (зима 342/343 гг.), Иларий Пиктавийский не упоминает его имени среди присутствовавших епископов. Однако Афанасий I Великий называет Евфрату среди подписавших определения Собора, не зависимо от того, участвовали они в работе Собора или нет. После Собора западный император Констант (337–350 гг.) потребовал от своего брата Констанция II, управлявшего восточной частью империи, признать принятые на Соборе решения. С этой целью в начале 345 г. в Антиохию было направлено посольство: Евфрата, который был уже в преклонном возрасте и пользовался уважением за святость жизни, епископ Капуи Викентий и императорский комит Салиан. После прибытия посольства в Антиохию арианское окружение императора Констанция II попыталось вовлечь западных епископов в догматические споры. Кроме того, местный епископ Стефан предпринял попытку скомпрометировать прибывших епископов. При помощи своего подручного Онагра он нанял блудницу и провёл её в дом, где ночевали епископы. Онагр также приготовил свидетелей, которые бы обличили бесстыдство престарелого епископа «на месте преступления». По свидетельству Афанасия I Великого и Феодорита Кирского, Евфрата, заметив, что кто-то приближается к нему, и услышав женский голос, решил, что это бес, и начал громко молиться и разбудил спавших спутников. Наутро Евфрата потребовал расследования инцидента. Женщина и подставные свидетели были задержаны и выдали Онагра, тот не скрыл, что устроил это по указанию Антиохийского епископа Стефана. По обвинениям, выдвинутым Евфратой, Стефан был низложен Собором. Тогда же были приняты компромиссные решения по арианским спорам. Клирикам Афанасия I Великого было разрешено вернуться в Александрию, однако вопрос о возвращении самого Афанасия I Великого остался нерешённым. Постановления Сардикийского собора приняты не были, присутствовавшие фактически отказались признать Никейский Символ веры. Участники Собора выработали новое «многострочное изложение» веры, так называемую пятую антиохийскую формулу (об участии Евфраты и Викентия Капуанского в разработке текста исповедания исследователям неизвестно). Формула была рассчитана на западных епископов, в ней неверно понимавшийся на Западе термин «ипостась» был заменён понятием «лицо». В том же году исповедание было представлено императору Константу в Медиолане (ныне Милан) делегацией из четырёх епископов.

 



 
PR-CY.ru