ЕПИМАХ и АЛЕКСАНДР

ЕПИМАХ и АЛЕКСАНДР – мученики Александрийские (память в Западной церкви 12 декабря, 20 февраля). О мученичестве Епимаха и Александра при римском императоре Деции (249–251 гг.) рассказывает Александрийский епископ Дионисий Великий в послании к Антиохийскому епископу Фавию, которое приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (IV в.). После длительного тюремного заключения, бичевания и пытки железными когтями мученики были сожжены негашёной известью. Память Епимаха и Александра зафиксирована в западных Мартирологах IX в.: у Флора Лионского – под 20 февраля среди других Александрийских мучеников, упомянутых в письме святителя Дионисия; у Вьеннского архиепископа Адона и Узуарда – под 12 декабря вместе с памятью мучениц Аммонарии, Меркурии, Дионисии и Аммонарии. Повествование о первых трёх мученицах следует за рассказом о Епимахе и Александре в послании святителя Дионисия, а повторение имени Аммонария, по мнению исследователей, является следствием ошибочного истолкования текста письма. Их память под 12 декабря впоследствии была перенесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В греческих и славянских источниках под 6 июля значится память одноимённых мучеников Епимаха и Александра (Александриона), иногда по отдельности, иногда совместно друг с другом и с мучениками Аполлнием, Онисимом, Архипом и Филимоном (в различных сочетаниях). В Типиконе Великой церкви (IX–X вв.), в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.), в стишном синаксаре 1301 г., а также в греческих и славянских Минеях отмечено совершение памяти мучеников Аполлония, Александра, Епимаха и Онисима в церкви Святой Троицы в Эксакионии (квартал Константинополя в районе седьмого холма). Если в источнике сообщается род казни, то говорится, что Епимах был усечён мечом, а Александр казнён колесованием, поэтому их отождествление с Епимахом и Александром представляется исследователям маловероятным. Другие сведения об этих мучениках отсутствуют. Ряд исследователей без достаточных оснований отождествляли этого Епимаха с мучеником Епимахом Новым Александрийским (Пелусийским). Исследователям неизвестно, к какому из этих одноимённых мучеников следует отнести свидетельство анонимного паломника из Пьяченцы (около 570 г.) о нахождении в Александрии мощей мученика Епимаха.

 
PR-CY.ru