ЕПИМАХ НОВЫЙ - Страница 3

В дальнейшем совместное почитание этих мучеников выделилось в самостоятельный культ Епимаха и Гордиана Римских с общей памятью 6, 9, 10 мая и 31 октября. Согласно синаксарному сказанию, оба мученика пострадали в Риме при императоре Юлиане Отступнике (361–363 гг.). Их память отмечалась в константинопольской церкви мученика Стратоника. В Коптской церкви они стали почитаться 4 хатура (31 октября) под именами Азириан и Епимах. Епимах Новый назван «Новым» по отношению к мученику Епимаху Александрийскому (см. в ст. Епимах и Александр), с которым, однако, иногда отождествляется. Есть свидетельство паломника Антония из Пьяченцы (около 570 г.) о нахождении в Александрии мощей мученика Епимаха, однако неизвестно, о каком из двух мучеников идёт речь. Память Епимаха Нового отмечается в типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Епимаха Нового не отмечается. Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., 31 октября соединяются последования священномученика Маркиана, Епимаха и Октоиха; последование Епимаху Новому состоит из канона авторства монаха Арсения, плагального первого (т.е. пятого) гласа, цикла стихир-подобнов и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. 31 октября отмечается память апостолов Стахия, Амплия и проч. и Епимаха Нового; указан отпустительный тропарь Епимаху Новому (служба подробно не описана). В одной из ранних редакций Иерусалимского устава – рукописи XII–XIII вв. – 31 октября Епимах Новый упоминается вместе со священномучеником Маркианом. Со времени публикации первопечатных греческой (Венеция, 1545 г.) и русской (М., 1610 г.) Типиконов и вплоть до изданий XX в. в богослужебных книгах память Епимаха Нового отмечается 31 октября вместе с памятью апостолов Стахия, Амплия и проч.; последование Епимаху Новому, как правило, состоит из отпустительного тропаря четвёртого гласа, кондака четвёртого гласа (печатался в московских Типиконах до исправленного издания 1682 г.), канона (в первопечатном греческом Типиконе не указан), цикла стихир-подобнов и седальна. Последование Епимаху Новому, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак четвёртого гласа (только в русской Минее); канон, заметно отличающийся в греческой и русской Минее, однако имеющий общее ядро, надписанный в греческой Минее именем Иосиф (в русской Минее автор не указан), четвёртого гласа, ирмос (начало «Божественными сияниями»); в русской Минеи канон Епимаху Новому во многом совпадает с каноном Епимаху Новому, известным по рукописям; разные циклы стихир-подобнов, разные седальны (греческий оригинал седальна из русской Минеи известен по рукописям).



 
PR-CY.ru