ЕВГЕНД - Страница 2

После окончания молитвы Евгенд поинтересовался, кто они и куда направляются. Мужи ответили, что они – апостолы Пётр и Павел и направляются в монастырь Кондадискон. Вскоре в обитель вернулись братья, покинувшие монастырь два года назад. Евгенд встретил их на том самом месте, где произошло видение. Монахи рассказали, что они побывали в Риме и получили реликвии апостолов Петра, Павла и Андрея (святыни были помещены под алтарём монастырской церкви). Евгенд послал несколько монахов за солью в местность Эрий (в районе современного Сален-ле-Бен, около 60 км к северу от города Сен-Клод), на которую часто нападали аллеманы. В течение двух месяцев от посланных не было вестей. Насельники монастыря, полагая, что те были убиты или взяты в плен варварами, упрекали Евгенда за то, что он послал монахов на верную гибель. Преподобный молился о возвращении монахов Мартину Милостивому, епископу Турскому. После длительной молитвы Мартин явился Евгенду и призвал не беспокоиться о братьях, которые пребывают под его покровительством в безопасности и скоро вернутся в обитель. В Житии Евгенд представлен как образец монашеского бесстрастия, которое не оставило его даже в смертный час. Никто не видел, чтобы он поддавался душевным порывам, бурно радовался или сильно печалился. При Евгенде в монастыре произошёл сильный пожар, который уничтожил все строения. На пепелище была обнаружена чудом сохранившаяся ампула с елеем от гробницы Мартина, которую хранил в келье пресвитер Антидиол. Эта ампула стала почитаемой в монастыре святыней. После пожара Евгенд провёл реформу монашеской жизни. При первых настоятелях монастырь напоминал восточную лавру: монахи вместе трапезничали, собирались на молитву и совместно трудились, но каждый жил в собственной келье и свободно располагал своим временем. При восстановлении монастыря вместо множества келий Евгенд построил общий дормиторий (xenodochium). В новых условиях монахи все вещи отдавали настоятелю или эконому для общего пользования; для братии вводилась единая трапеза, послабления допускались только для больных. Согласно Житию, в монастыре практиковались службы канонических часов и чтение во время трапезы. Этот обычай, известный Иоанну Кассиану Римлянину как каппадокийский, был введён Иларием Арелатским в основанном им монастыре в пригороде Арелата (ныне Арль). Составитель Жития Евгенда, подчёркивая, что преподобный использовал опыт святителя Илария и других выходцев из Леринского монастыря, был знаком с трудами Василия Великого и Пахомия Великого, вместе с тем отмечал, что преподобный не копировал слепо опыт восточных подвижников, а приспосабливал его к местным особенностям. Таким образом, в Кондадисконе возникла особая традиция общежительного монашества, которая, как полагают исследователи, оказала влияние на Венедикта Нурсийского. За полгода до смерти Евгенд тяжело заболел, однако не ослабил строгости подвижнической жизни, присутствуя на всех уставных богослужениях и вкушая пищу раз в день.

 



 
PR-CY.ru