«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 4

Традиционная экзегеза объясняет такое сходство тем, что оба Послания написаны примерно в одно и то же время и в одних и тех же условиях («в узах»). Однако в критической библеистике предлагаются и иные решения: теория общего архетипа, т.е. существование некоего общего источника обоих Посланий; теория общего церковного Предания. Наибольшее распространение получили теории, рассматривающие одно из Посланий в качестве модели для другого. Ещё в XIX в. Генрих Юлиус Гольцман предлагал считать схожие слова и выражения в «Послании к Колоссянам» интерполяциями, внесёнными в него неизвестным автором «Послания к Ефесянам». Приоритет «Послания к Ефесянам» по отношению к «Посланию к Колоссянам» в XX в. отстаивал А. ван Роон. Тем не менее, большинство критиков выступают за приоритет «Послания к Колоссянам». По мнению исследователей, если «Послание к Ефесянам» было моделью для «Послания к Колоссянам», то в таком случае в последнем подверглись сокращению очень важные отрывки (ср.: Еф. 2:11–22 и Кол. 1:21–23; Еф. 5:21–33 и Кол. 3:18, 19), но были расширены разделы с личными приветствиями (Еф. 6:21, 22 и Кол. 4:7–17). Те исследователи, которые не считают автором этого Послания апостола Павла, указывают на особенности языка и стиля «Послания к Ефесянам». По мнению исследователей, само по себе наличие в тексте большого числа hapax legomena не может быть решающим аргументом в пользу иного автора, т.к. это имеет место и в других новозаветных писаниях. Более важным, по мнению критиков, в данном случае представляется то, что некоторые из этих слов встречаются в последующей раннехристианской литературе и, таким образом, обнаруживается близость лексики «Послания к Ефесянам» к лексике литературы послеапостольского периода. Помимо особенностей лексики и «возвышенного и литургического» стиля «Послания к Ефесянам» (отличающегося от «прямого и полемичного» стиля других бесспорных Посланий апостола Павла) в качестве исторического аргумента против аутентичности «Послания к Ефесянам» исследователи отмечают отсутствие упоминания о разрушении Иерусалима и о гонениях на читателей Послания. Вывод о псевдоэпиграфичности Послания исследователи делают также на основании ряда особенностей богословия «Послания к Ефесянам»: например, слова Еф. 2:20–21 о церкви как об «основании Апостолов и пророков», по мнению противников аутентичности, вступают в противоречие с 1 Кор. 3:11: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». В «Послании к Ефесянам» слово «экклезия» используется исключительно для обозначения универсальной церкви (Еф. 1:22; 3:10, 21; 5:23–25, 27, 29, 32), в то время как в бесспорных Посланиях апостола Павла и в «Послании к Колоссянам» слово «экклезия» обозначает как отдельную общину, так и универсальную церковь. Кроме того, исследователи отмечают и другие моменты. Так, в «Послании к Ефесянам» встречается отсутствующее в Посланиях апостола Павла множественное число (Еф. 2:10); только в Еф. 1:17 и 3:14 в отличие от всех Посланий апостола Павла в ходатайственной молитве есть обращение к Богу как Отцу; отсутствует характерное для богословия апостола Павла упоминание об ожидании парусии (ср.: Еф. 3:21); брак понимается как образ небесной связи Христа и церкви (ср.: Еф. 5:25–27 и 1 Кор. 7), и др.

 



 
PR-CY.ru