«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 3

В частности, в тексте содержатся 38 hapax legomena (слов, которые не встречаются больше нигде в Новом Завете) и 37 слов, которые не встречаются в других Посланиях апостола Павла. Исследователи отмечают, что для «Послания к Ефесянам» характерны генитивные конструкции и длинные предложения с многочисленными повторами и параллелизмами (Еф. 1:3–14, 15–23; 2:1–7, 11–13, 14–16, 19–22; 3:1–7, 8–12, 14–19; 4:1–6, 11–16, 17–19, 20–24; 5:3–5, 18–23, 25–27, 28–30; 6:1–3, 5–8, 14–20). По мнению некоторых исследователей, такой стиль напоминает стиль кумранских текстов, особенно «Благодарственных гимнов». «Послание к Ефесянам» содержит целый ряд литургических формул (Еф. 1:20–23; 2:14–16; 4:4–6; 5:14 и др.). Несмотря на то что «Послание к Ефесянам» включено в корпус Посланий апостола Павла и содержит ряд признаков, характерных для античной эпистолографии, в критической библеистике многие учёные сомневаются в принадлежности его к жанру послания. Первая часть «Послания к Ефесянам» имеет структуру молитвы (содержит начальное благословение, анамнесис-воспоминание «итак, помните» (Еф. 2:11), ходатайства (Еф. 3:14–19) и др.). По этой причине весь текст или его часть предлагалось считать литургической гомилией, однако свидетельств о существовании такого жанра в I в. у исследователей нет. Другие исследователи относили «Послание к Ефесянам» к жанру крещальной гомилии, но произведения этого жанра появляются только во второй половине II – III вв. Р. Шнаккенбург считал «Послание к Ефесянам» пастырски ориентированным письмом, главная цель которого – укрепить внутреннее единство общины и подчеркнуть необходимость вести христианский образ жизни в языческом окружении. Эдгар Джонсон Гудспид выдвинул теорию, согласно которой «Послание к Ефесянам» изначально служило своего рода введением к собранию Посланий апостола Павла. Однако в рукописях и в церковном Предании нет ни одного свидетельства, где бы «Послание к Ефесянам» предваряло другие Послания апостола или стояло особняком от основного корпуса. По мнению исследователей, структура и лексика «Послания к Ефесянам» чрезвычайно близки к структуре и лексике «Послания к Колоссянам». Наиболее заметные параллели они прослеживают во вступлении (Кол. 1:1, 2 и Еф. 1:1, 2), в благодарении и ходатайственной молитве (Кол. 1:3–14 и Еф. 1:15–23), в напоминании (Кол. 1:21–23 и Еф. 2:11–22), в словах о страданиях апостола Павла и его служении (Кол. 1:24–29 и Еф. 3:1–13), в образах ветхого и нового человека, в этических наставлениях (Кол. 3:5–17 и Еф. 4:17–5:20), в наставлениях для домовладык и «домашней» церкви (Кол. 3:18–4:1 и Еф. 5:21–6:9), в призыве к молитве (Кол. 4:2–4 и Еф. 6:18–20), в упоминании Тихика (Кол. 4:7–9 и Еф. 6:21, 22), в благословении (Кол. 4:18 и Еф. 6:23, 24). На уровне лексики «Послание к Ефесянам» и «Послание к Колоссянам» объединяют десять слов, которые нигде больше не встречаются в Новом Завете (например, «оживотворять вместе с» в Еф. 2:5 и Кол. 2:13; «совоскрешать» в Еф. 2:6 и Кол. 2:12; 3:1; «видимая услужливость» в Еф. 6:6 и Кол. 3:22, и др.), и 13 слов, которых нет в других Павловых Посланиях («учение» в Еф. 2:15 и Кол. 2:14; «вселиться, обитать» в Еф. 3:17 и Кол. 1:19; 2:9; и др.).

 



 
PR-CY.ru