ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 9

Полный цикл воскресных ексапостилариев, распетых на второй глас, помещён в «Анастасиматарии» Петра Пелопоннесского, в приложении, наряду с евангельскими стихирами. Ексапостиларии праздников, для которых есть указание третьего гласа, распеты на один напев (по мнению исследователей, восходящий к мелосу кондака Рождества «Дева днесь». Ексапостиларии праздников второго гласа поются на второй ирмологический глас, имеющий некоторые особенности в мелосе, например, ексапостиларий Вознесения «Учеником зрящим Тя» (около 1800 г.). Ексапостиларии «Октоиха» (светильны утрени с «Аллилуия») распеты на все гласы кратким ирмологическим распевом. Г. Статис в работе «Анаграмматизмы и матимы», описывая гимнографические тексты матим, отмечает использование воскресных ексапостилариев и ексапостилариев на Успение Пресвятой Богородицы, а также приводит пример матимы на текст ексапостилария «Златокованая башне» первого плагального гласа Германа, митрополита Новых Патр (около 1700 г.). В современной певческой практике этот стих поётся на подобен ексапостилария третьего гласа, после девятой песни молебного канона (параклисиса), в числе тропарей, которые следуют после ексапостилария Успения Пресвятой Богородицы «Апостоли от конец». С древнейшего периода развития русского церковно-певческого искусства и до конца XVI в. существовала одна мелодическая редакция ексапостилариев, имеющая преемственную связь с византийской традицией. Стиль этой редакции – пространный мелизматический распев, который позднее, на рубеже XVI и XVII вв., получил в рукописях название «большое знамя» или «большой роспев». Скудность сохранившихся от древнего периода рукописных источников не позволяет исследователям проследить все вехи развития мелизматической редакции ексапостилариев. Однако две её ранние формы известны по «Благовещенскому Кондакарю» (Российская национальная библиотека) и по списку 1437 г. (Российская государственная библиотека). В последней трети XV в. одновременно с появлением новой редакции песнопений знаменного распева окончательно сложилась графическая форма ексапостилариев, которая затем бытовала почти в неизменном виде до 1580 гг. (например, Исторический музей, последняя четверть XV в.; конец XV – начало XVI вв.; 1540 гг.; третья четверть XVI в.; Российская государственная библиотека, начало XVI в.). В этот период мелос ексапостилариев записывался с помощью последовательности тайнозамкненных лицевых начертаний, зашифровывающих распев. Графика изобилует «гроздьями» сложных «змийцевых» комплексов, по которым исследователи сразу же могут определить присутствие мелизматических формул. О мелосе большой знаменной редакции ексапостилариев исследователи составили представление благодаря разводу тайнозамкненных начертаний дробным знаменем, созданному в последней четверти XVI в.

 



 
PR-CY.ru