ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 7

Ексапостиларии великих праздников, как правило, повторяются трижды или, если праздник имеет два ексапостилария (или ексапостиларий и богородичен), исполняются с повторением первого; с повторением первого текста могут исполняться и ексапостиларии средних праздников. Ексапостиларии двунадесятых праздников звучат также в периоды попразднств (предпразднства имеют особые песнопения), соединяясь с ексапостилариями рядовых святых, – они поются после рядовых минейных светильнов на «Слава: И ныне:», а могут и предварять их. Ексапостиларии «Минеи» не поются на утрене в те дни, когда отменяется сама рядовая служба «Минеи», например, в воскресные и особые дни «Триоди». Свои уникальные ексапостиларии есть во все воскресенья (кроме Недели ваий) и в некоторые особые дни (включая дни Страстной седмицы) и субботы «Постной Триоди», а также во все воскресенья «Цветной Триоди» (включая Пасху и Пятидесятницу), в праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня. Ексапостиларии недель Цветной Триоди, Преполовения и Вознесения исполняются и в периоды их попразднств (ексапостиларий Пасхи поётся только на Светлой седмице, в недели жён-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом и в день отдания Пасхи, предваряя собственный ексапостиларий соответствующей недели). Кроме утрени ексапостиларий поётся после канона в чине елеосвящения; это объясняется тем, что некогда отдельные части этого продолжительного чина включались в состав суточных служб, в частности, утрени. Светильны или ексапостиларии иногда выписываются вместе с канонами и в составе различных последований для келейной молитвы. В греческой певческой традиции полный цикл 11 воскресных ексапостилариев, как полагают исследователи, не нотировался вплоть до XVIII в., что связано со способом их распевания на мелодический подобен. В литургических книгах для ексапостилариев обычно выписан только инципит соответствующего подобна без указания гласа. Как правило, в певческих книгах из воскресных ексапостилариев был представлен только первый гимн, являющийся самоподобном для последующих. Древнейшие из известных ексапостилариев с нотацией ранневизантийского типа исследователи обнаруживают в рукописях XI–XII вв., в «Благовещенском Кондакаре» (Российская национальная библиотека). В одной рукописи нотированы только ексапостиларии «Со ученики» и первая фраза ексапостилария «Тивериадское море». Иногда выписывались в нотированном виде несколько ексапостилариев из цикла воскресных: например, в одной рукописи зафиксированы «Камень узревша», «Яко Христос», «Яко взяша Господа», «Два ангела», «Заключённым Владыко дверем», «Тивериадское море», «По Божественнем востании». В более поздних рукописях со средневизантийской нотацией, как полагают исследователи, фиксировалась идентичная мелодическая редакция ексапостилария.

 



 
PR-CY.ru