ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 5

Третий вид – ексапостиларий на подобен «Небо звёздами», которые указываются для дней почитаемых святых, когда на утрене поётся «Бог Господь», и иногда называются «ексапостиларий святого» (например, 4 ноября; этот вид ексапостилария может предваряться иным ексапостиларием: например, 27 декабря – праздничным ексапостиларием  попразднства; в воскресные дни – «Свят Господь Бог наш»). Четвёртый вид – «ексапостиларий гласа», исполняемый в дни повседневных служб, когда на утрене поётся «Аллилуия». Для исследователей остаётся невыясненным вопрос, имеются ли в наличии в той традиции, к которой относится «Евергетидский Типикон», вседневные негласовые ексапостиларии «Октоиха», на что указывают как постоянное использование «Типиконом» подобна «Небо звёздами», прямо отсылающего к вседневному ексапостиларию понедельника, так и упоминание «ексапостилария дня» в описании службы 2 сентября. Согласно «Мессинскому Типикону» первой трети XII в. (по рукописи 1131 г.), представляющему афоно-италийский извод студийской традиции, ексапостиларии пели на утрене после девятой песни канона после «семи обычных ирмосов Святой Богородицы» (см. ст. «Величит душа Моя Господа» и «Достойно есть»). Ексапостиларий «Свят Господь Бог наш» указан здесь только для воскресений и Лазаревой субботы. Праздничные дни имеют свои ексапостиларии; в «Мессинском Типиконе» приведены инципиты ексапостилариев для важнейших праздников и памятей; такие ексапостиларии используются и в попразднства, а также в седмичные дни периода Пятидесятницы. В другие дни года в «Типиконе» говорится просто о ексапостиларии, без уточнения, какой именно текст имеется в виду. Седмичные службы Великого поста имеют «ексапостиларий гласа» (исследователи предполагают, что речь идёт о песнопениях, в последующей традиции известных как светильны «Октоиха»; в приложении к Типикону даже встречается термин «светилен», обозначающий песнопение, заменяющее ексапостиларий на утрене по постовому чину). В позднейших южноиталийских «Типиконах» появляется и 11 воскресных ексапостилариев (исследователи полагают, что под влиянием Иерусалимского устава). В Иерусалимском уставе, являющийся изводом той же послеиконоборческой византийской традиции, которая представлена в студийских памятниках, и с XII в. постепенно принятом повсюду в православном мире, сочетается употребление после девятой песни канона утрени песнопения «Свят Господь Бог наш», 11 воскресных ексапостилариев, вседневных ексапостилариев «Октоиха», ексапостилариев (или, что в данном случае то же, светильнов) «Минеи», ексапостилариев «Триоди». При совершении службы с «Аллилуия» ексапостиларий вытесняется светильном «Октоиха» рядового гласа (кроме Вселенских родительских суббот, имеющих свой ексапостиларий; исследователи отмечают, что указания «Типикона» и «Триоди» относительно родительских суббот второй, третьей  и четвёртой седмиц Великого поста противоречат друг другу: «Типикон» предписывает петь в эти субботы «светилен гласа» (статья о субботе второй седмицы Великого поста), тогда как «Триодь» приводит в соответствующих последованиях тексты ексапостилариев «Небо звёздами» и заупокойного ексапостилария с богородичном).

 



 
PR-CY.ru