ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 4

В различных редакциях Студийского устава, отражающих византийскую монастырскую послеиконоборческую практику, наличие специального песнопения – ексапостилария или его аналога – после завершения канона утрени уже является нормой. При этом в древнейших студийских «Типиконах» не упоминаются 11 воскресных ексапостилариев, что вновь ставит перед исследователями вопрос о происхождении жанра. Во всех уставах ексапостиларий составляет исключительную принадлежность утрени – каноны монашеской паннихис и повечерия, описанные в различных памятниках, не сопровождаются ексапостиларием. В древнейших памятниках студийской традиции (студийском «Ипотипосисе» (по рукописи XIII–XIV вв.), описывающем практику IX–X вв., и «Диатипосисе преподобного Афанасия Афонского» (по рукописи XVI в.), составленном в 960 гг. или на рубеже X и XI вв.), ексапостиларий упоминается в значении обычной части утрени, а именно во Вселенские субботы «в качестве ексапостилария здесь указано петь песнопение «Память усопших, Господи...»; в «Ипотипосисе» дополнительно предписано по субботам в период между праздниками Пятидесятницы и Воздвижения петь «вместо ексапостилария» «В память вечную будет праведник...». В «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г., который сохранился только в славянских спиcках и близко отражает первоначальный студийский «Синаксарь», все виды песнопений после девятой песни канона обозначаются термином «светилен». В большинстве случаев в этом качестве здесь выступает (как в воскресные дни, так и в праздники, которые приходятся на другие дни) песнопение «Свят Господь Бог наш» без какого-либо последующего гимна. В дни памятей некоторых почитаемых святых «Студийско-Алексиевский Типикон» указывает светилен «Небо звёздами». В «Евергетидском Типиконе» второй половины XI в., который сохранился в рукописи первой четверти XII в. и отражает малоазийский извод студийской традиции, исследователи насчитывают уже четыре или пять видов ексапостилариев (но не три, как считает Р. Джордан). Первый из них – ексапостиларий «Свят Господь Бог наш», исполняемый на рядовой глас по воскресеньям, большим, но не важнейшим праздникам (1 сентября, 8 ноября, 9 декабря и т.д.) и в дни предпразднств (7, 13 сентября, 20 ноября, 21–24 декабря и т.д.). Второй вид – особые праздничные ексапостиларии, указанные только для важнейших праздников (например, Рождества Христова 25 декабря и Богоявления 6 января) и их попразднств; исследователи считают немаловажным, что ряд великих праздников (например, Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября, Воздвижение Креста Господня 14 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября и др.) может, согласно составителю «Типикона», иметь праздничный ексапостиларий, а может и не иметь (в этом случае вместо праздничного ексапостилария на утрене поётся «Свят Господь Бог наш»), – это, как полагают исследователи, указывает на недавнее становление системы ексапостилариев (в попразднства этих праздников в случае наличия праздничного ексапостилария поётся он же; ср. предписания «Типикона» под 10–12 сентября, 22 ноября и др.; в дни попразднств, выпадающие на воскресенья, поётся «Свят Господь Бог наш»).

 



 
PR-CY.ru