ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 3

Именно такую структуру (поочерёдное пение со стихами) имеет песнопение «Свят Господь Бог наш» (Пс. 98:9, 2), в древности называвшееся «ексапостиларием». Стих Пс. 42:3а, если он действительно исполнялся в этот момент службы (что исследователи не могут подтвердить по причине недостаточности ранних источников), очень подходит для данного момента богослужения как возвещающий о наступлении рассвета и перекликающийся с фразами следующих за ексапостиларием хвалитных псалмов и великого славословия. Исследователи также отмечают, что тема света присутствует и в священнических молитвах кафедральной утрени. Наиболее ранние сохранившиеся памятники иерусалимского богослужения (армянские и грузинские переводы иерусалимского Лекционария и другие источники) не содержат упоминаний о ексапостиларии. В константинопольском песненном последовании ексапостиларий первоначально, по мнению исследователей, также отсутствовал; во всяком случае в большинстве списков константинопольского кафедрального «Типикона Великой церкви» он не указан. Однако уже в ранних примерах смешанных редакций византийских уставов, сочетающих кафедральную и монастырскую практики, упоминаются те или иные ексапостиларии. Так, в списке «Типикона Великой церкви» IX–X вв. на предпразднство Рождества Христова (23 декабря) указан ексапостиларий «Вифлееме, благоукрасися» на подобен «Небо звёздами», без указания гласа, на сам праздник – ексапостиларий «Посетил ны есть с вышних Спас наш». В «Святогробском Типиконе» по списку 1122 г., отражающем иерусалимские обычаи около X в., смешанные с различными заимствованиями из константинопольской практики, ексапостиларии ежедневно поются на утрене; они сопровождаются указанием подобна или замечанием «самогласен», иногда с указанием гласа. В качестве мелодической модели подобна здесь часто указывается первый воскресный ексапостиларий, что позволило Михаилу Николаевичу Скабаллановичу предположить существование одного напева для всех 11 гимнов. Состав ексапостилариев на дни Страстной седмицы более разнообразен по сравнению с содержащимся в принятой ныне редакции «Триоди» – каждый из дней имеет собственные ексапостиларии. В «Синайском Канонаре» IX–X вв., описывающем богослужение согласно «Типикону Великой церкви» с элементами палестинского монашеского богослужения, для пасхальной утрени упоминается канон, но ексапостиларий не указан; в последовании песненной утрени, согласно рукописи 1153 г., гимнографический канон, напротив, не упоминается, но перед Пс. 50 указано петь кондак, а ексапостиларий занимает место после библейских песней, малой ектении и молитвы, затем следуют хвалитные псалмы со стихирами, великое славословие, воскресный тропарь и Евангелие. Об окончательном проникновении ексапостилариев не только в монастырскую, но и в кафедральную византийскую традицию свидетельствует Симеон Фессалоникийский, который в описании песненной утрени не упоминает канон и ексапостиларий, но ниже пишет: «Прежде на песненной утрени не пели их (канонов), но по 50-м псалме по малой ектении тотчас читали «Хвалите»; а теперь уже после канонов читаются ексапостиларии, потом малая ектения и тотчас – “Хвалите”».

 



 
PR-CY.ru