ЕКСАПОСТИЛАРИЙ - Страница 2

Автором 11 воскресных ексапостилариев обычно считается византийский император Константин VII Багрянородный (913–959 гг.). По содержанию они, как и утренние евангельские стихиры, созданные отцом Константина императором Львом VI Мудрым (886–912 гг.), связаны с 11 евангельскими чтениями утрени воскресенья и описывают явления воскресшего Христа апостолам и мироносицам. Как и евангельские стихиры, ексапостиларии обозначаются порядковыми номерами, соответствующими номерам воскресных утренних Евангелий, но не имеют гласовых обозначений. В богородичнах, сопровождающих воскресные ексапостиларии и составленных позднее их, как правило, говорится об отношении Пресвятой Девы Марии к событию Воскресения; исключение составляет богородичен восьмого ексапостилария, где говорится о другой Марии – мироносице. Считается, что воскресные ексапостиларии стали образцом для создания ексапостилариев последований праздников и святых; авторство этих ексапостилариев в книгах, как правило, не обозначено. Поздневизантийские церковные писатели по-разному объясняли значение слова «ексапостиларий». Никифор Каллист Ксанфопул (первая половина XIV в.) связывал его происхождение с текстом светильна третьего гласа, считая его древнейшим образцом данного жанра. Похожее объяснение даёт и архиепископ Фессалоникийский Симеон (ум. в 1429 г.): «Ексапостиларий, как заключающий в себе мысль «пошли свет Твой», читается как светилен прежде хвалитных, и таким образом призываются к хвалениям все создания, ангелы и все твари – воздать хвалу Создавшему их. После же... следует великое славословие». Марк Евгеник, митрополит Эфесский (ум. в 1450 г.), усваивал название «ексапостиларий» только воскресным гимнам и связывал его с тем, что воскресший Христос послал учеников «крестить все народы». Однако последнее толкование вряд ли верно, т.к. непосредственно о послании Христом учеников говорится лишь в третьем воскресном ексапостиларии, но и здесь использован не соответствующий термину «ексапостиларий» глагол, а глагол, который содержится и в словах о ниспослании Утешителя ученикам в шестом ексапостиларии. Толкование, приведенное Жаком Гоаром в издании «Евхология» 1647 г., связывает название «ексапостиларий» с обычаем высылать певца на середину храма для его исполнения. Косвенное подтверждение этому объяснению исследователи видят в предписании петь ексапостиларий канонарху «посреде церкви», содержащемся в принятой ныне в РПЦ редакции «Типикона», в статье о Великом понедельнике. Исследователи отмечают, что тема света присутствует и в ексапостилариях важнейших минейных служб: Рождества Христова, Богоявления, Преображения. Все эти текстуальные параллели, по мнению исследователей, свидетельствуют о том, что основой и воскресных ексапостилариях, и светильнов гласа, несмотря на их различные названия и структуру, и в самом деле является указанный стих Пс. 42. Исследователи предполагают, что первоначально гимны исполнялись со стихом этого псалма (на что может указывать троекратное повторение ексапостилария в дни важнейших праздников и на Страстной седмице) или же следовали за ним (как, например, тропари в начале утрени, следующие за стихами «Бого Господь»).

 



 
PR-CY.ru