ЕРМЕТ, ГАИЙ и АГГЕЙ

ЕРМЕТ, ГАИЙ и АГГЕЙ (начало IV в.?) – мученики (память в Западной церкви 4 января; Ермету отдельно 31 декабря), пострадали в городе Бонония (ныне Видин, Болгария). Наиболее раннее упоминание о Ермете содержится в Сирийском Мартирологе (411 г.) под 30 декабря, где отмечено, что мученик пострадал в Бононии. Память трёх мучеников значится в италийской редакции Мартиролога Иеронима Стридонского (первая половина V в.), причём имя Гаийя дано в искажённой форме Гаг (Gagus). Ермет, Гаий и Аггей названы мучениками в Бононии на Востоке, т.е. в провинции Иллирик. Повторно Ермет и Аггей (Гаг) упоминаются в Мартирологе под 1 января без указания места, где претерпели мучения, раздельно их имена значатся также под 31 декабря. В этой записи Ермет назван экзорцистом в городе Ратиария (близ современного села Арчар, Болгария) недалеко от Бононии. Других сведений о мучениках нет. Исследователи полагают, что Ермет и Гаий пострадали в Бононии, однако почитание Ермета распространилось также в Ратиарии. Присоединение имени Аггея к именам Ермета и Гаийя под 4 января исследователи считают либо дублированием искажённого имени Гаийя (Гага), либо вариантом имени римского мученика Аргея, пострадавшего в числе 30 воинов (их память помещена в Мартирологе под 2 января), что исследователи склонны признать одной из частых для Мартиролога Иеронима Стридонского ошибок, сделанных по вине переписчиков. С первой половины V в., по мнению исследователей, в связи с варварскими опустошениями придунайских провинций, почитание Ермета, Гаийя и Аггея не отмечено. В византийских агиографических произведениях память мучеников не отражена. В Мартирологе Узуарда (вторая половины IX в.) память Ермета, Гаийя и Аггея помещена под 4 января. Однако составитель Мартиролога опустил при названии города Бонония уточняющее определение «на Востоке» (в некоторых рукописях Мартиролога Иеронима Стридонского оно также опущено). В Римской империи было известно три города с таким названием: Иллирийская или Восточная Бонония (ныне Видин, Болгария), Галльская (ныне Булонь-сюр-Мер, Франция) и Италийская (ныне Болонья, Италия). Исследователи полагают, что в связи с ошибкой, допущенной в Мартирологе Узуарда, в X–XI вв. в Болонье возникло спонтанное почитание мучеников (по преданию, мощи Ермета, Гаийя и Аггея хранились в церкви Святого Креста), впоследствии они стали почитаться как небесные покровители города. В 1303 г. была воздвигнута часовня во имя Ермета, Гаийя и Аггея у ворот св. Виталия (разрушена в 1798 г.). В Римском Мартирологе память Ермета, Гаийя и Аггея значится под 4 января (заимствована из Мартиролога Узуарда). Они указаны как мученики в Бононии (не уточняется, в какой именно), пострадавшие при императоре Максимиане. Таким образом был обойдён и вопрос о названии города, где пострадали мученики: из четырёх тетрархов, правивших в это время в Римской империи, Максимиан Геркулий управлял в Италии, а Максимиан Галерий – в Иллирике. Кардинал Цезарь Бароний, составитель Римского Мартиролога, основывался на том, что наиболее вероятной датой кончины мучеников было начало IV в. (гонение на христиан в 303–305 гг.). Следуя Мартирологу Иеронима Стридонского, Римский Мартиролог под 31 декабря содержит память Ермета, мученика в Ратиарии.

 
PR-CY.ru