ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ - Страница 8

Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определённой тематике, а издания некоторых епархий (Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата) имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860–1916 гг. вышел 2581 годовой комплект епархиальных ведомостей с 80 названиями, издания хранятся в Российской национальной библиотеке (2522 полных комплекта и 53 неполных) и Российской государственной библиотеке (2399 полных комплектов и 164 с лакунами), 77 названий представлено в Библиотеке Академии Наук (1673 полных и 343 неполных комплекта). В других библиотеках (Государственной публичной исторической библиотеке, Санкт-Петербургской духовной академии, Московской духовной академии) многих изданий нет, а большинство имеющихся представлено с лакунами или фрагментарно; лишь в некоторых областных, краевых и республиканских библиотеках и архивах собраны местные издания. Издания 1917–1922 гг. в комплексе не собраны нигде, многие номера невозможно найти ни в одном хранилище. В 1922–1928 гг. епархиальные управления обновленцев выпускали не менее 38 периодических изданий, как правило, недолговечных. Некоторые из них имели традиционные для епархиальных ведомостей заглавия: «Тульский церковный вестник» (1923 г.), «Тульские епархиальные ведомости» (1924–1928 гг.), «Самарские епархиальные ведомости» (1924 г.), «Вятские епархиальные известия» (1924 г.), «Орловский епархиальный вестник» (1925 г.), «Архангельский церковный голос» (1925–1926 гг.), «Церковный вестник» (Петрозаводск, 1925–1926 гг.; Иркутск, 1925–1928 гг.), «Пермские епархиальные ведомости» (1926 г.), «Уральские церковные ведомости» (Свердловск, 1927–1928 гг.). На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» (Одесса, 1922 г.), «Друг православного народа» (Саратов, 1922 г.), «Голос живой веры» (Тамбов, 1922–1923 гг.), «Живая Церковь» (Пенза, 1922 г.; Киев, 1922–1923 гг.), «Обновление Церкви» (Царицын, 1922 г.; Челябинск, 1923 г.), «Церковная заря» (Вологда, 1922–1923 гг.), «Церковное обновление» (Орёл, 1922–1923 гг.; Рязань, 1923–1926 гг.). Несколько журналов выходило в городах, которые раньше не были епархиальными центрами (Царицын (ныне Волгоград), Челябинск, Пятигорск, Минусинск, Клин). В конце 1920 гг. выпуск всех епархиальных периодических изданий в СССР, в том числе обновленческих, прекратился. В русском зарубежье в 1920 гг. возобновилось издание «Литовских епархиальных ведомостей» (1922–1923 гг., в 1923–1940 гг. в Каунасе выходил «Голос Литовской православной епархии»). Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» (Париж, 1927–1940 гг., 1946–1959 гг.), «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» (Париж, 1947–1989 гг.), нескольких епархиальных журналах РПЦЗ. По образцу епархиальных ведомостей в Австро-Венгрии издавались униатские журналы (с 1886 г. – в Перемышльской и Станиславовской епархиях, с 1889 г. – во Львове), некоторые из них продолжали выходить в межвоенной Польше, например, «Перемиськi епархiяльнi вiдомостi» (1919–1939 гг.).

 



 
PR-CY.ru