ЕВМЕНИЙ

ЕВМЕНИЙ (ум. около 668 г.) – епископ (архиепископ) Гортинский, преподобный (память 18 сентября). Краткие Жития Евмения содержатся в Синаксаре Константинопольской церкви (конец Х в.) и в Минологии императора Василия II (конец Х – начало XI вв.), уникальные сведения о святом приводятся также в каноне Иосифа Песнописца (ум. в 886 г.). Благодаря этому источнику исследователи пересмотрели традиционную датировку жизни Евмения (конец IV – начало V вв.). Упоминание в Богородичных канонах о том, что Евмений противодействовал ереси монофелитов, позволило исследователям отнести время его жизни к VII в. Двух братьев-царей, примирённых Евмением (пятая песнь канона), исследователи отождествили с сыновьями императора Ираклия Константином III и Ираклоном, совместно правившими в 641 г. В Минологии Василия II рассказывается, что Евмений, с молодости отличавшийся благочестием, раздал своё богатство нищим и стал вести подвижническую жизнь, предаваясь посту и молитве. Он получил от Господа дар постоянных слёз. За свои добродетели Евмений был избран, по словам автора Жития, «клиром и народом» епископом (точнее, архиепископом) Критским, кафедра которого находилась в византийский период в городе Гортина. В этом Житии ничего не говорится о ссылке и борьбе с ересями; согласно Минологию Василия II, Евмений занимал архиепископскую кафедру многие годы, поучая и наставляя паству, а также получил от Бога дар чудотворения. В Синаксаре Константинопольской церкви повествуется о духовной победе Евмения над змеем-искусителем, о пребывании Евмения в Риме и в Фиваиде (Египет). Исследователи полагают, что он был сослан туда монофелитом императором Константом II (641–668 гг.). Согласно канону, Евмений был выслан из Рима, скорее всего, здесь имеется в виду Новый Рим (Константинополь). Однако, по мнению архиепископа Сергия (Спасского), Евмений действительно мог находиться в Риме, подобно Максиму Исповеднику, которого по приказу императора доставили из этого города в столицу Византийской империи и затем отправили в ссылку в Лазику. Евмений исцелял болезни, изгонял демонов, по его молитве во время засухи в Фиваиде был ниспослан дождь. Он скончался в Фиваиде, а его тело было перенесено на остров Крит и похоронено близ Гортины. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви, эта местность называлась Раксос. Здесь находились также мощи Гортинского архиепископа Кирилла (около 280 – 304 гг., память 9 июля, 6 сентября). На основе канона впоследствии было составлено Житие для стишного синаксаря, в котором выражение о победе Евмения над змеем (т.е. над дьяволом) «свещами молитв» неверно истолковано как умерщвление свечами реального дракона. Евмений, хотя и был архиереем, за подвижническую жизнь прославлен в лике преподобных. За прижизненные и посмертные чудеса именуется чудотворцем. Память Евмения 18 сентября отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава служба на память Евмения не имеет праздничных элементов. В славянских студийских Минеях XI–XIII вв. последование Евмения 18 сентября включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, седален. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. память Евмения отсутствует, 18 сентября здесь указано праздничное последование священномученику Симеону. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. и Типикону Георгия Мтацминдели XI в., 18 сентября соединяются последования Евмения и попразднства Воздвижения (более ранние редакции Студийского устава назначали отдание Воздвижения на 15 сентября), служба подробно не описывается.

 



 
PR-CY.ru