ЕВФИМИЙ II (I) - Страница 2

Однако при этом патриарх категорически отказался удовлетворить просьбы о церковном признании Зои Карвонопсины в качестве законной императрицы, а также о прощении пресвитера Фомы, изверженного им из сана за совершение бракосочетания Льва VI и Зои. Сразу после кончины Льва VI (11 мая 912 г.) его брат и преемник император Александр организовал низложение Евфимия и вернул на патриарший престол ссыльного Николая I Мистика. Вскоре на Соборе в Магнавре Евфимий подвергся осуждению за беззаконное занятие кафедры, был избит и выслан в Агафов монастырь. Архиереи, рукоположенные Евфимием и сослужившие с ним, были преданы церковному осуждению и изгнанию. Однако авторитет Евфимия оставался столь велик, что император Александр перед смертью (6 июня 913 г.) включил его наряду с патриархом Николаем Мистиком в состав опекунского совета при малолетнем Константине VII. Это назначение осталось формальностью, т.к. во главе совета встал Николай I Мистик; в начале 914 г. он был отстранён от государственных дел вдовствующей императрицей Зоей. После того как Евфимий решительно отверг её предложение вернуться на патриарший престол, патриарх Николай Мистик посетил его в Агафовом монастыре, где между бывшими соперниками состоялось полное примирение. Через два года Евфимий скончался, пробыв 75 лет в иноческом чине. Перед кончиной он распорядился объединить Агафов монастырь с Псамафийским и завещал похоронить себя в часовне Иоанна Предтечи Псамафийского монастыря, рядом с мощами исповедника Петра, епископа Гордоринии Фригийской. Приверженцы Евфимия и Николая Мистика образовали две враждебные партии – евфимитов и николаитов; церковный мир был восстановлен в 920 г. на так называемом Соборе единения, подготовленном стараниями императора Романа I Лакапина. Из литературных трудов Евфимия исследователям известны проповеди на зачатие св. Анны и в честь Богородицы. О жизни Евфимия рассказано в сочинении, известном исследователям по единственной (ныне утерянной) рукописи без заглавия и имени автора (опубликована в 1888 г. Карлом Готхардом де Боором под условным названием «Житие Евфимия»; в русском переводе Александра Петровича Каждана – «Псамафийская хроника»). Повествование, написанное неким монахом Псамафийского монастыря между 932 и 950 гг., сообщает множество ценных сведений по политической истории Византии эпохи Льва VI Философа. В X в. Арефа Кесарийский составил надгробное слово в честь Евфимия. Память Евфимия не встречается в греческих церковных календарях: ни в Константинопольском Синаксаре X в., изданном Ипполитом Делеэ, ни в «Синаксаристах» Никодима Святогорца и К. Дукакиса (XIX в.). Однако Мануил Гедеон приводит дату его литургического почитания (5 августа), указанную в Евангелиарии XI в. из библиотеки Святогробского подворья в Константинополе.ф



 
PR-CY.ru