ЕВФИМИЙ, Вукадинович

ЕВФИМИЙ, Вукадинович (1833–1906 гг.) – протопресвитер, церковный писатель. Окончил гимназию и семинарию в городе Сремски-Карловци. Некоторое время преподавал в гимназии в Нови-Саде. С 1860 г. – священник в городе Врбас (область Бачка), а с 1870 г. – протопресвитер церкви во имя Николая Чудотворца в Земуне. Евфимий придерживался либеральных взглядов и светского мировоззрения; часто публиковал статьи в различных журналах. Главное сочинение Евфимия «Оборона Православия» (1861 г.) было написано в ответ на получившую широкий резонанс в сербском обществе книгу Й. Чокрляна «Православие, или Какая Церковь правильно учит, Восточная или Западная?» (1860 г.), в которой он стремился доказать превосходство католицизма над православием. В первой главе о первенстве в церкви, рассмотрев историю христианских церквей, Евфимий писал, что все церкви равны, и власть папы Римского не может быть над всеми церквами, а только в границах его епархий, при этом папа может быть первым между епископами Вселенской церкви, но это никак не определяет престольный статус Рима. В главе о евхаристии Евфимий выделил три принципиальных различия в таинстве между католицизмом и православием: вещество Святого Причастия; связь момента пресуществления Даров с призыванием снисхождения Святого Духа на Святые Дары в православии или с повторением слов, сказанных Спасителем при установлении таинства, как у католиков; излишнее внимание к деталям таинства, породившее в католической церкви множество реформаторских течений, в то время как в православии евхаристия – «это не только обычай, а Божественный устав». Рассматривая вопрос о месте пребывания души после смерти, Евфимий подчёркивает, что эта тема не раскрыта в Священном Писании, поэтому появление чистилища в католицизме не связано со Священным Писанием и с Преданием. В ответ на призывы Й. Чокрляна к сербам воссоединиться в рамках унии с католической церковью, которая уважает обряды Восточной церкви и гарантирует им защиту, Евфимий напомнил историю взаимоотношений между Западной и Восточной церквами – от славянской миссии Кирилла и Мефодия до взятия Константинополя во время четвёртого Крестового похода, которые никогда не отличались дружелюбием и добрососедством. В заключение Евфимий пишет, что «сербы не могут подчиниться той Церкви, в которой вся власть принадлежит одному человеку..., православная вера – сербская народная вера, с которой сербы за тысячу лет сроднились так, что нет различий между верой и народностью: серб и православный – это едино..., в Церкви источник спасения не только души, но и своей народности, своего имени и языка». Евфимий был ярким проповедником, его проповеди печатались в журналах «Духовный зборник» и «Сион», затем были опубликованы в сборнике, наиболее важными для своего времени он считал проповеди «О воспитании детей» и «О воспитании молодёжи, особенно девушек»; составил Молитвословы для молодёжи, которые выдержали несколько изданий под разными названиями, и для православных сербок, куда вошли переведённые им молитвы. Подобный подход церковнослужителя к вопросу женского просвещения был прогрессивным для сербского общества того периода.

 
PR-CY.ru