ЕВФИМИЙ - Страница 3

К собранным материалам были присоединены свидетельства о событиях июля и ноября 1647 г., записанные со слов князя Ю.П. Буйносова-Ростовского, его жены и служанки. «Допросные речи» не выявили имени святого (в записях чудес повторяется формула «а имя его Бог весть»). Некоторые люди, свидетельствовавшие о чудотворениях, говорили, что, являясь им, святой называл своё имя, но они «запамятовали», или что святой скрывал его, полагаясь на Божественную волю («Прославит-де меня Бог, и имя моё явственно будет, как Бог изволит по времени»). Служанке князя Ю.П. Буйносова-Ростовского святой будто бы назвался «Естифеем (Евстафием) Нифонтовым», но другие люди, которым являлся святой, это не подтвердили. Явившись в 1647 г. жителю Архангельска Е. Нестерову, святой сказал, что со времени его кончины прошло 120 лет (Российская национальная библиотека), таким образом, святой преставился около 1527 г. (что исключает возможность отождествления его с игуменом Евфимием). В 1650 г. Евфимий, представ перед служителем Михаило-Архангельского монастыря К. Игнатьевым, назвал своё имя (Евфимий) и сообщил: «Родом аз от Вознесения, а лета мне срочныя уже приходят». 2 января 1649 г. князь Ю.П. Буйносов-Ростовский известил Новгородского митрополита Никона об обнаружении гроба новоявленного чудотворца, «а в том гробу лежащаго без вести имя». Грамотой митрополита Никона от 7 сентября 1650 г. игумену Антониева Сийского монастыря Феодосию предписывалось провести расследование о происшедших чудесах и освидетельствовать мощи. Итогом расследования игумена Феодосия стало подтверждение святости новоявленного чудотворца, отождествлённого с игуменом Михаило-Архангельского монастыря Евфимием. По мнению исследователей, тогда распоряжением митрополита Никона совершилась местная канонизация Евфимия. Как свидетельствует грамота 1683 г. архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия (Любимова), игумен Феодосий после освидетельствования мощей велел написать образ Евфимия. Были составлены тропарь и кондак святому (приведены в рукописной Псалтири XVII в. игумена Феодосия – Библиотека Академии Наук), в них Евфимий прославляется как чудотворец и покровитель Архангельска. Тропарь и кондак переписывались в XVIII–XIX вв. (Российская национальная библиотека, XVIII в.; Поморский сборник кондаков и тропарей русским святым – Российская национальная библиотека, XIX в.). С 1760 гг. в рукописной традиции известен канон Евфимию. В протоколе заседания Общества истории древностей Российских от 24 апреля 1895 г. зафиксировано предложение студента Санкт-Петербургской духовной академии А. Кононова (впоследствии Белгородский епископ Никодим) издать канонизационные акты Евфимия. Публикация не состоялась, но, судя по изданию, осуществлённому архимандритом Никодимом в 1901 г., он располагал рукописью XIX в. Библиотеки Академии Наук и актовыми документами. После 1650 г. записи о чудесах, совершавшихся у гробницы Евфимия, велись при церкви Происхождения честных древ Креста Господня.

 



 
PR-CY.ru