ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

Согласно Первоначальной редакции Жития, монастырский иконописец Игнатий написал первый образ-портрет преподобного Евфросина ещё при его жизни. После кончины Игнатия по благословению игумена Памфила была написана икона преподобного. По благословению Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова; 1484–1504 гг.) эта икона была поставлена в соборе «над гробом святаго»; по мнению исследователей,  именно она упоминается в описаниях монастыря 1861 г. («...на гробнице препеподобного Евфросина положена древняя икона его, писанная учеником его Игнатием») и 1887 г. Одним из ранних изображений основателя Елеазарова монастыря считается сохранившаяся шитая пелена XVI в. из храма Преполовения Пятидесятницы – подворья в Пскове (Псковский музей). В начале XVIII в. в соборе Елеазарова монастыря над гробницей Евфросина находилась «древняя» чтимая житийная икона, о чём свидетельствует старообрядческое сочинение паломника, посетившего обитель (Охотникова В.И. «Хождение в Елеазаров монастырь»). В соборе Елеазарова монастыря хранилась и чудотворная икона Спаса Вседержителя – «Спас Елеазаровский» (первая половина XIV в.; Псковский музей) в серебряной позолоченной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. По преданию, икону обрёл некий благочестивый муж на дереве в лесу в 60 верстах к юго-востоку от Пскова; на месте обретения святыни был основан Великопустынский Спасский монастырь. В 1766 г. икона была перенесена в Елеазаров монастырь, а в Спасском приходском храме бывшей Великопустынской обители хранились копия чудотворного образа и частица древа, на котором была обретена икона. До 1918 г. святыня в новом киоте (1902 г.) находилась в иконостасе собора Елеазарова монастыря справа от царских врат. С иконой Всемилостивого Спаса совершалось несколько крестных ходов: в Псков в Варлаамовскую церковь, затем в Троицкий собор, на подворье и на реку Великую для водоосвящения (в день Преполовения Пятидесятницы); вокруг Пскова в память о победе над войсками Наполеона в 1812 г. (5–13 октября); с 1811 г. на острова Псковского озера – Талабский и Верхний (29 июня). Также крестные ходы устраивались в окрестные погост Лисье, деревни Будовиж и др., в город Остров Псковской губернии, в Белый погост и деревню Черемшу Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии, в Рожницкий погост. Для совершения крестных ходов требовалось больше 20 лошадей, повозки, а также более 20 участников, которые несли иконы и хоругви. Среди других святынь в соборе у царских врат находился чудотворный Цареградский образ Божьей Матери (XV в., не сохранился).

 



 
PR-CY.ru