ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

К середине XV в. в Елеазаровом монастыре было как минимум три священника для совершения уставного монастырского богослужения – это будущие игумены родные братья Игнатий, Харалампий и Памфил. Сам Евфросин не принял духовного сана и предоставил настоятельство своему ученику иеромонаху Игнатию, который стал его духовным отцом. В числе учеников Евфросина были также основатель Крыпецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря Савва Крыпецкий, основатель и игумен Петропавловского Верхнеостровского монастыря на острове Верхнем на Псковском озере Досифей, преподобные Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, основатель Покровского Озерского монастыря близ Гдова Иларион Гдовский, основатель монастыря на озере Кудино близ Торопца Харитон Кудинский. После кончины Евфросин был погребён в Елеазаровом монастыре между церковью Трёх святителей и церковью в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1764 г. Елеазаров монастырь предполагалось упразднить, но в 1766 г. монастырь был отнесён к третьему классу, в обитель переведена братия упразднённого Великопустынского Спасского монастыря Псковского уезда, отчего Елеазаров монастырь стал именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровым. В 1804 г. в Елеазаров монастырь были переведены насельники упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 г. по просьбе псковских граждан и по определению императора Александра I в честь победы в Отечественной войне Елеазаров монастырь был возведён во второй класс, в 1906 г. преобразован в общежительную пустынь. В Псковской земле Елеазаров монастырь был первым общежительным «богорадным» монастырём, т.е. без обязательного вклада при поступлении в него. Зная по опыту жизни в Снетогорском монастыре, как быстро забываются устные заветы, в 1457–1461 гг. по благословению архиепископа Евфимия II (ум. в 1458 г.) и митрополита Феодосия (1461–1464 гг.) преподобный Евфросин составил Общежительный иноческий устав – древнейший из известных именной русский общежительный устав. При его составлении были использованы сочинения святителей Василия Великого, Григория Двоеслова, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Саввы Иерусалимского, Феодосия Великого и др., а также дисциплинарные грамоты и послания Снетогорскому монастырю митрополита Фотия (около 1417 г.) и архиепископов Дионисия Суздальского (1382/1383 г.) и Симеона Новгородского. Устав разделён на автобиографическое вступление и 28 глав, имеющих краткие заглавия. Для предотвращения каких-либо изменений своего устава, опасаясь вмешательства извне в монастырские правила, как это произошло в Снетогорской обители, Евфросин отметил во вступлении к Уставу самостоятельность Елеазарова монастыря и независимость его «ни от святитель, ни от князя и никакоже от держащих кую либо власть и сан, аще и на благое дело».

 



 
PR-CY.ru