ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Спасо-Елеазаровский Трёхсвятительский Великопустынский, Псковской и Великолукской епархии, в деревне Елизарово Псковского района и области. Первоначально мужской, с 2000 г. – женский. В названии Елеазарова монастыря присутствует мирское имя основателя монастыря преподобного Евфросина Псковского – Елеазар. Источниками сведений об основании и о первоначальной истории Елеазарова монастыря являются Житие Евфросина Псковского в Первоначальной (до 1510 г.; Отдел рукописей Российской государственной библиотеки) и Васильевской редакциях (написана в 1547 г. псковским священником Василием; Отдел рукописей Исторического музея), а также Общежительный иноческий устав (опубликован по рукописи Исторического музея) и завещание преподобного Евфросина (Акты археологической экспедиии). Стремясь к уединённой жизни, постриженик псковского Снетогорского монастыря Евфросин по благословению духовника поселился в лесу на реке Толбе (Толве, в 30 км от Пскова) в небольшой келье. В некоторых списках Васильевской редакции Жития указаны обстоятельства и дата (1424/1425 г.) этого события (в ранних списках и других редакциях даты нет, она была проставлена на полях позднее). Вскоре Евфросин «некими христолюбцы зван бысть, владетельми местом тем». Спустя несколько лет «христолюбцы» дали ему грамоту, в которой официально обозначали границы жалованной земли: «Се мы пожаловахом шабри Великопольской земли над Толвои рекои и дахом своеи земли уколомъ под монастырь храму святых Трие святитель Оните и Коклине да Настаха шабриная их, да Юрьи, да Иване шабри» (Российский государственный архив древних актов: «Данная сябров Великопольской земли старцу Евфросину и игумену Игнатию на землю под монастырь»). Первым к Евфросину пришёл Серапион Псковский (ум. в 1480 г.). Подвижники проводили «нужное, жестокое и трудолюбное житие», через некоторое время стала собираться братия. Первоначально Евфросин избрал скитское житие. Когда число иноков значительно увеличилось, пустынь преобразовалась в общежительный монастырь – первый в Псковской земле. Однако, согласно Житию в редакции священника Василия, всенощные бдения в обители проходили по скитскому уставу. По просьбе братии была построена деревянная церковь во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом во имя преподобного Онуфрия Великого (для Северной Руси посвящение придела преподобному Онуфрию исследователи считают необычным, особое его почитание характерно для Юго-Западной Руси). При жизни Евфросина в монастыре также была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После возведения Трёхсвятительского храма по благословению Евфросина между 1432 и 1434 гг. его ученик, инок Елеазарова монастыря Игнатий, был рукоположён во иерея.

 



 
PR-CY.ru