ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (НОВОТИХВИНСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Пожертвования собирались в 1841–1843 гг. на уральских заводах по инициативе матушки Александры, поддержанной берг-инспектором П.П. Карповым, приняли участие и владельцы заводов (например, хозяин Верх-Нейвинского завода И.А. Яковлев передал 500 руб.), и управляющие, и жители заводских поселков. Собор приобрёл тот облик, который сохранился до настоящего времени. К середине XIX в. сложился архитектурный облик монастыря. Согласно древней монастырской традиции, он имел вид прямоугольника, разделённого на три участка, различные по назначению. Южный участок – хозяйственный, с огородом, хозяйственными дворами, приютом. Центральный участок – собственно монастырь, фасад которого был оформлен единой чредой келейных корпусов, между ними встроены три церкви: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1823–1865 гг., освящена 23 июля 1865 г.), во имя Феодосия Тотемского (1823–1866 гг., освящена 17 июня 1866 г.) и в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». На центральном участке находилась Успенская церковь. 11 октября 1876 г. в ней был освящён придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. Северный участок занимало кладбище с Александро-Невским собором. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, стилизованными под крепостные, в центре северного и восточного фасадов находились св. ворота. Основные компоненты архитектурного комплекса обители сохранились до настоящего времени. Архитектурный ансамбль монастыря вписан в градостроительную сетку Екатеринбурга: восточный, наиболее величественный фасад обители завершал Александровский проспект (ныне ул. Декабристов) Екатеринбурга. Первые церкви (Успенская и Александро-Невская) были построены в стиле сибирского барокко и представляли собой поздний вариант воплощения барокко в России. Постройки 1820–1840 гг. относятся к зрелому классицизму, в этом же стиле была перестроена и Успенская церковь. В 1832 г. правительством был утверждён новый проект, который должен был придать всему комплексу построек монументальность. Фасады келейного корпуса и трёх домовых храмов (Введенского, Скорбященского и Феодосиевского) получили единое оформление, Скорбященская и Феодосиевская церкви надстроили куполами на низких барабанах. Александро-Невский собор стал образцом архитектуры позднего классицизма (проект архитекторов Санкт-Петербурга был существенно доработан уральским архитектором Михаилом Павловичем Малаховым). Собор являлся одной из самых выразительных церквей Екатеринбурга. Последний по времени постройки храм – во имя Всех святых (освящён 1 сентября 1902 г.) был возведён на фундаменте одноимённой церкви. Этот небольшой кирпичный однокупольный храм был решён в византийском стиле и отличался особым художественным вкусом и сдержанностью.

 



 
PR-CY.ru