ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - Страница 83

На алтарной завесе (1770 г.) – цикл Жития великомученицы Екатерины. В ризнице хранится ряд вещей, принадлежавших синайским архиереям: выполненные на Крите скуфья (1731 г.) и орарь (1748 г.) с изображениями Богоматери «Неопалимая Купина» и великомученицы Екатерины архиепископа Никифора; украшенная бриллиантами митра конца XVIII в. архиепископа Кирилла. Замечателен по своей иконографической программе саккос архиепископа Кирилла (XVII в.): на переднем полотнище изображение «Иисус Христос Лоза истинная» («Союзом любви связуемы апостолы…»), на заднем – «Древо Иессеево» с образом Богоматери в центре. Среди произведений художественного серебра, связанных происхождением с Малороссией, исследователи считают наиболее значительным памятником паникадило 1753 г. в главном нефе кафоликона. Оно было создано по заказу архиепископа Константа и архимандрита Германа Синайского в Нежине мастером Иоанном Захариу, греком по происхождению. Исследователи полагают, что работы были оплачены представителями нежинского греческого купечества. Паникадило, выполненное в стилистике барокко, представляет редкий образец подписного датированного произведения, изготовленного в Нежине. На парных серебряных подсвечниках 1756 г. киевской работы, экспонирующихся в монастырском музее, во вкладной надписи упомянуто имя заказчика – Антония (Величковского), игумена киевского монастыря Петра и Павла (в то время в нём находилось подворье монастыря великомученицы Екатерины). С киевской традицией серебряного дела связана лампада 1777 г. В надписи на ней упомянут Д.Ф. Дранзев, сын священника, вложивший лампаду «в греческий монастырь» (по мнению исследователей, подворье монастыря в Киеве, откуда памятник был затем перевезён на Синай). Серебряный оклад Евангелия с эмалевыми живописными пластинами, выполненный в 1790 г., был заказан в Киеве синайским монахом Иаковом в качестве подарка архиепископу Кириллу. Евангелие до недавнего времени использовалось в качестве напрестольного и находилось в алтаре кафоликона. Специфика заказа отразилась в иконографическом подборе сюжетов финифтяных живописных вставок. На лицевой крышке закреплены пластины с изображениями Воскресения Христова, четырёх евангелистов, трёх вселенских святителей и Николая Чудотворца. На обороте – изображения великомученицы Екатерины, Кирилла Александрийского, пророка Моисея, пророка Аарона. Оклад выполнен в стиле барокко, господствовавшем в украинском искусстве вплоть до конца XVIII в.



 
PR-CY.ru