ЕДИНОСУЩИЕ

ЕДИНОСУЩИЕ – один из важнейших терминов в христианском богословии, имевший решающее значение в истории триадологических споров IV в. Прилагательное «единосущный» как богословский термин представляет собой завершение догматической деятельности первого Вселенского собора, синтез его учения о Втором Лице Пресвятой Троицы. Термины «единосущие» и «единосущный» отсутствуют в Библии и были восприняты христианским богословием из античной философии. В древнегреческом языке слова, начинающиеся с «ὁμο-», указывают на то, что несколько субъектов владеют одним предметом или качеством. Соответственно единосущный – субъект, обладающий с кем-либо одинаковой сущностью. Так, Гераклит полагал, что душа человека единосущна и единородна мировой душе и после смерти тела возвращается в неё. Применительно к единству сущности в Пресвятой Троице это определение изменяется, т.к. в Боге, исходя из понимания единства Божия, мыслимо только нумерическое единство в смысле тождества, равенства, а не собирательное видовое единство, которое реально распределено между несколькими субъектами и воспринимается только как логическое. Это означает, что сущность в Отце, в Сыне и в Святом Духе одна и та же, а не просто одинаковая. Вместе с тем единство в понятии «единосущие» не сводится только к значению тождества, «чтобы этим словом, некоторыми употребляемым, не уподобиться Савеллию», но предполагает несколько обладающих субъектов, т.к. можно быть единосущным только кому-либо другому, но не себе самому. Впервые специальное богословское применение термин нашёл у гностиков. Так, Валентин с помощью термина «единосущие» указывал на природное единство Демиурга и прочих живых существ, а также на взаимное отношение эонов. Ермоген представлял материю единосущной (consubstantialis) Богу. Птолемей в письме к Флору замечает, что природе Бога свойственно производить предметы «подобные Ему и единосущные с Ним». В целом в гностической литературе термин «единосущие» может обозначать идентичность существа между производящим и производным, между предметами, произведёнными из одного и того же вещества, и в парах сизигии. В таком понимании гностические системы предполагали общность существенных признаков в единосущных предметах, однако эта общность не вела к их онтологическому равенству. В гностических текстах термин «единосущие» не применяется в области триадологии и никак не указывает на отношения между Отцом и Сыном. Применительно к учению о Троице термин «единосущие» впервые стали использовать антитринитарии (монархиане, согласно Тертуллиану), которые утверждали единство (monarchia) Божества и отрицали Троичность.

 



 
PR-CY.ru