ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА - Страница 7

Реакцией на решения Собора явилось появление старокатоличества, приверженного епископальной системе, несмотря на то что действительность старокатолического епископата с православной точки зрения сомнительна. Второй Ватиканский собор, подчеркнув важность епископского служения, дал некоторым католическим богословам повод выступать с апологией епископальной системы. В католической литературе второй половины ХХ в. сложилось направление, которое делает особый акцент на соборности церковной власти, призванной уравновешивать единовластие папы. В трудах видного католического богослова Жана-Мари-Роже Тийара «Церковь церквей» (1987 г.) и «Епископ Рима» (1982 г.) предпринята попытка, опираясь на материалы второго Ватиканского собора, представить Римско-католическую церковь более открытой для некатолических церквей, прежде всего, церквей христианского Востока, сохранивших апостольское преемство рукоположений. По убеждению Ж.М.Р. Тийара, «Церковь Божия присутствует и в общинах Востока, не имеющих общения с Римской кафедрой». Что касается места папы в церкви, то, по словам богослова, «его власть существует для того, чтобы гарантировать полную кафоличность каждой местной Церкви, вверенной попечению епископа... Это не власть монарха, от которого всё зависит, а это власть primus inter pares (первого среди равных)». Идеи, созвучные концепции Ж.М.Р. Тийара, ранее с большой последовательностью развивал французский богослов Ив Конгар. Англиканская церковь свою приверженность епископальной системе выражает настолько последовательно, что в США англиканские общины составляют церковь, которая так и называется епископальной, и в то же время апостольское преемство англиканского епископата со стороны православной церкви никогда не признавалось, а переговоры на эту тему были признаны лишёнными актуальности и прерваны после введения в англиканской церкви женского священства. Епископами именуются лица, выполняющие административные функции в некоторых других протестантских церквах, а также в сектах. Но поскольку учение этих церквей и сект исключает идею апостольского преемства рукоположений как необходимый элемент церковного строя и отрицает само таинство священства, нет оснований говорить о существовании епископальной системы в подобных деноминациях.



 
PR-CY.ru