ЕЛЬЦИН Борис Николаевич - Страница 3

К моменту вступления Б.Н. Ельцина на пост руководителя РСФСР в стране уже осуществлялись меры по либерализации религиозной политики, начатые руководством СССР после встречи М.С. Горбачёва с патриархом Пименом и другими членами Священного Синода в апреле 1988 г. Однако общесоюзная власть, не имевшая чёткого понимания подходов к реформированию системы государственно-церковных отношений в радикально менявшейся стране, действовала в этой сфере непоследовательно, что создавало впечатление вынужденности подобных действий для государства. Новое российское руководство в условиях политического противостояния союзному центру демонстрировало более благожелательное отношение к церкви, проявляло большую активность в исправлении последствий антирелигиозной политики в предшествующий исторический период. 24 августа 1990 г. был упразднён Совет по делам религий при Совете министров РСФСР. Государственный орган по делам религий также не предусматривался принятым 25 октября 1990 г. Верховным Советом РСФСР Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий», в то время как Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (принят Верховным Советом СССР 1 октября 1990 г.) предполагал сохранение Совета по делам религий. Российский Закон провозгласил «право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии сохранения законов государства». Сформулированные в Законе положения о свободе совести вошли в состав принятой в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина и позднее были развиты в Конституции РФ. Закон РСФСР содержал не только отказ от былого господства атеизма в системе образования, но и утверждение, что государственная система образования «не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Разрешалось преподавание вероучения на факультативной основе в государственных образовательных учреждениях, религиозные дисциплины могли включаться в их учебные программы. К достоинствам Закона относились: снятие ограничений на религиозную деятельность (культовую и внекультовую); упрощение процедуры регистрации религиозных объединений и признание за ними прав юридического лица, включая право собственности; распространение норм трудового законодательства и социального страхования на священнослужителей и другой конфессиональный персонал. Вместе с тем Закон фактически устранял государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления из сферы регулирования общественных отношений, касающихся свободы совести и вероисповедания, что обусловило невозможность в полной мере ввести в правовые рамки стихийно развернувшийся в обществе процесс религиозного возрождения.

 



 
PR-CY.ru