«ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО» - Страница 3

В русском догматическом богословии подобного подхода придерживался митрополит Макарий (Булгаков). В его догматической системе домостроительство означает сверхъестественное отношение, «какое имеет Бог непосредственно к одному только падшему человеку», и отождествляется с таинством Искупления. Однако другие крупные русские догматисты вкладывали в понятие «домостроительство» более широкий смысл. Архиепископ Антоний (Амфитеатров) определял домостроительство как «учение о целой совокупности существ, видимых и невидимых, имеющих бытие кроме Бога и вне Его Божественной сущности, сотворённых Богом и направляемых к великой цели, указанной Его святою волею». В догматической системе епископа Сильвестра (Малеванского) домостроительство рассматривается как учение «о Боге в явлении Его тварям». Протоиерей Николай Малиновский разделяет догматы на относящиеся к учению о Боге в Самом Себе (богословие) и на относящиеся к учению о Боге в Его внешней деятельности (домостроительство). Однако он оговаривается, что слово «домостроительство» применительно к догматике может быть употребляемо в двух основных смыслах – в обширном, включающем учение о Боге в Его отношении к творению в целом, и в тесном, указывающем только на Его отношение к падшему человечеству, как синоним таинства Искупления. Несмотря на то что термин «домостроительство» прочно закрепился в русской догматической науке, в трудах ряда православных богословов конца XIX – первой половины XX вв. он не встречается. Исследователи полагают, что по этой причине Антон Владимирович Карташёв считал его архаичным. «Этот устарелый термин, – писал он, – может быть заменяем, смотря по контексту, аналогичными по смыслу современными терминами: “теория”, “идеология”, “программа”, “учение”, “доктрина”, “метод” и т.п.». В то же время многие авторитетные православные богословы XX в., прежде всего, представители так называемого неопатристического синтеза, очевидно, не считали отказ от этого традиционного новозаветного и святоотеческого термина целесообразным и продолжали его использовать. В богословии Владимира Николаевича Лосского термин «домостроительство» приобретает новый смысловой оттенок. В едином домостроительстве Пресвятой Троицы этот богослов различал два аспекта – домостроительство Сына и домостроительство Святого Духа. Церковь, по его мнению, основана «на двойном Божественном домостроительстве: на деле Христа и на деле Духа Святого, на двух Лицах Пресвятой Троицы, посланных в мир».



 
PR-CY.ru