«ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО» - Страница 2

Тайна домостроительства осуществляется воплотившимся Богом Словом, Который, будучи архетипом сотворённого естества, через Крест и Воскресение восстанавливает его в соответствии с изначальными Божественными предначертаниями и приводит его к конечной цели. Согласно Иринею Лионскому, всё домостроительство Божье сосредоточено в Иисусе Христе, Который родился от Девы, страдал на Кресте, воскрес из мёртвых, вознёсся на Небеса и при кончине мира явится «во славе Отчей, чтобы возглавить всё и воскресить всякую плоть человечества». Вместе с тем термин «домостроительство» использовался в святоотеческой литературе и для обозначения частных проявлений Божественного замысла о мире. Так называется промышление Божье о естественных законах и о падшем человечестве, а также Его промыслительные деяния, являющие Его милосердие в истории: особые сверхъестественные воздействия Божьи на судьбы отдельных людей, Его попечение о церкви и христианах, о служении епископов как церковных управителей и действии благодати Божьей в церковных таинствах. Таким образом, св. отцы называют этим словом всё, что относится к тайне Божественной любви. Домостроительство не обусловлено Божественной природой, поскольку Бог, по учению церкви, творит мир не в силу необходимости, а свободно. Поэтому домостроительство есть следствие свободного Божественного хотения. Как пояснял Григорий Богослов, «для Благости (т.е. всеблагого Бога) не довольно было упражняться только в созерцании Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее». В рамках богословской систематизации, которая стала осуществляться уже в патристический период, вся совокупность христианских вероучительных положений была разделена на две части – учение о троичном Боге в Его предвечном бытии и учение о Боге в Его отношении к сотворённому миру. Принцип такого разделения был в целом усвоен латинской схоластикой, а в Новое время утвердился в западных (католической и протестантской) системах догматики. Но в отличие от патристики областью богословия здесь признавалось не только учение о Боге в Самом Себе (de Deo ad intra), учение о Божественном естестве и свойствах безотносительно к творению (absolutae proprietates), но и учение о Боге во вне (de Deo ad extra), учение о Божественных свойствах, имеющих отношение к творению (relativae proprietates). Под домостроительством же понималась совокупность действий Божьих, которые направлены исключительно на спасение падшего человечества.

 



 
PR-CY.ru