Словарь по христианству Д ДЕВАИ БИРО

ДЕВАИ БИРО

ДЕВАИ БИРО Матьяш (около 1500 – около 1545 гг.) – венгерский реформатор, один из основоположников венгерского протестантизма, вначале евангелическо-лютеранский, а затем реформатско-кальвинистский священник. Был учеником венгерского гуманиста-реформатора Шимона Гринеуса в столице Венгрии Буде; с 1523 по 1525 гг. учился в Ягеллонском университете в Кракове. Вернувшись в Венгрию, стал монахом-францисканцем, принял священный сан и в 1527 г. получил должность придворного священника у воеводы Иштвана Томори в крепости Больдогкё. В декабре 1529 г. уехал в Германию на обучение в Виттенбергском университете, где познакомился с Филиппом Меланхтоном и Мартином Лютером, с которыми сохранил дружескую связь на долгие годы. Весной 1531 г. вернулся в Венгрию убеждённым сторонником богословских идей М. Лютера. Поселившись в Буде, оказался в ближайшем окружении короля Венгрии Яноша Запойяи. Здесь Деваи Биро написал на латинском языке богословское сочинение, в котором в 52 пунктах представил полное изложение целей и догматических основ лютеранства (не сохранилось). Сведения о нём содержатся в апологетическом труде францисканского аббата города Надьварад (современный Орадя, Румыния) Гергея Сегеди «Рассмотрение ошибочных заявлений Матьяша Деваи Биро», а также в ответном сочинении Деваи Биро «Спор о состоянии душ святых после этой жизни...». Осенью 1531 г. по приглашению городского собрания Деваи Биро прибыл на служение в город Кашша (современный Кошице, Словакия), который находился на территориях, подвластных Фердинанду Габсбургу. Здесь он прославился проповедями в поддержку церковных реформ в духе М. Лютера, сумев распространить новое учение в ряде городов Северной Венгрии. Деваи Биро ввёл в обиход богослужение на венгерском языке и причащение под двумя видами. Подобная практика была крайне отрицательно встречена католической церковной властью, и 6 ноябре 1531 г. по инициативе Эгерского епископа Тамаша Салахази Деваи Биро был схвачен и отвезён сначала в крепость Ликава (современная Словакия), затем в Пожонь (современная Братислава, Словакия), откуда позднее был переправлен в Вену. Там он находился в заключении, где его неоднократно допрашивал известный католический богослов и Венский епископ Иоганн Фабер, активно боровшийся против распространения протестантизма. В июле 1533 г. Деваи Биро при помощи своих сторонников бежал и нашёл убежище в Буде, однако за проповедь протестантских идей вскоре вновь был брошен в тюрьму. Освободившись в 1535 г., обосновался в городе Шарвар на территории наместника Тамаша Надашди, известного попечителя образования, оказывавшего сильную поддержку протестантизму. Именно к этому периоду относится его полемическая переписка на латинском языке с Гергеем Сегеди, который позднее сам перешёл в протестантизм.

 



 
PR-CY.ru