ДНЕПРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

В основу романа легли наблюдения П.И. Мельникова-Печерского, государственного чиновника особых поручений, лично занимавшегося уничтожением Керженских скитов в 1850 гг. Как от преследователя, от него, видевшего въяве икону, могли скрыть факты её чудотворений, а сам образ, чтобы спасти от конфискации, могли объявить «родовым», т.е. личным, имуществом, по версии писателя, игуменьи Манефы. В кратких описаниях единоверческих монастырей Семёновского уезда, в которые были переданы святыни из уничтоженных скитов, упоминаются другие иконы, но у исследователей нет сведений о чудотворной иконе Корсунской (или Днепрской) иконе. Таким образом, подписная Днепрская икона из церкви Рождества Христова в деревне Андроново – единственный документальный источник существования иконы в Комаровском скиту и её иконографический образец. По размеру и основным признакам к Днепрской иконе из храма в деревне Андроново максимально близки около десятка списков, находящихся в старообрядческом Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве, убранство которого сформировалось в первой трети XIX в. По выражению В.М. Сорокатого, сопоставление икон позволяет отнести к особенностям извода «однообразный ритм гребенчатой моделировки» мафория Богородицы и хитона Младенца. В истории старообрядчества известен ещё один чудотворный образ Днепрской иконы, находившийся в одном из монастырей Иргиза. В этой местности старообрядцы до 1830 гг. могли относительно свободно устраивать церковную жизнь. Чтимую Днепрскую икону торжественно в сопровождении священников носили по окрестным старообрядческим сёлам для служения молебнов. Иргизские старообрядческие монастыри были основаны в царствование императрицы Екатерины II иноками, выселенными с Ветки. Была ли Днепрская икона принесена оттуда, или являлась списком с Керженского образа, или же пришла на Иргиз ещё откуда-то – исследователям неизвестно. После изгнания иноков-старообрядцев эта икона могла перейти во владение существовавшей здесь единоверческой обители, но в этом качестве в более поздней литературе она не упоминается. Несмотря на то что следы Керженской и Иргизской Днепрской иконы теряются в годы николаевских гонений, иконография сохранилась, претерпев изменения. В позднейших списках Днепрской иконы зачастую не изображается своеобразное перстосложение, отсутствует характерная проработка одежд. Иногда образ даётся в зеркальном отражении – Младенец Христос на левой руке Богоматери.

 



 
PR-CY.ru