ДАМАСК - Страница 10

В 1367 г. патриархи Антиохии перенесли свой престол в Дамаск. С этого времени исчезает пост Дамасского митрополита, его функции переходят к патриарху. До XVII в. в патриархии периодически учреждалась вспомогательная должность «митрополита патриаршей кельи», ведавшего делами дамасских христиан. В 1516–1517 гг. Мамлюкский султанат был разгромлен Османской империей. В сентябре 1516 г. османский султан Селим I вступил в Дамаск. Первоначально город был передан под управление мамлюкского эмира Джанберди аль-Газали, перешедшего на сторону османов. Однако в 1520 г. аль-Газали взбунтовался против Стамбула, и после подавления этого мятежа в Дамаске было установлено прямое османское правление. За последующие полтора века в городе сменилось 133 турецких паши, многие из которых, чувствуя непрочность своего положения, старались быстро обогатиться за счёт ограбления жителей. В XVIII в., когда власть центрального аппарата управления Османской империи ослабела, в Сирии и других окраинных землях возвысилась региональная аристократия – айяны, многие представители которой получали высокие посты в провинциальном управлении. Так, в XVIII в. несколько выходцев из феодального клана аль-Азм в течение долгого времени были во главе Дамасского пашалыка. Дворец Асада-паши аль-Азема (1749 г.), стоящий к югу от мечети Омейядов, считается одним из украшений города. Османский Дамаск заметно выделялся на фоне других провинциальных городов империи. Это был один из важнейших центров торговли Ближнего Востока с Европой. В городе проживало значительное количество европейцев, прежде всего, французских предпринимателей, чьими торговыми партнёрами и посредниками часто выступали местные христиане. При османах было построено множество «ханов» – торговых комплексов, сочетавших черты рынка, склада и гостиницы для приезжих торговцев. В не меньшей степени процветанию Дамаска способствовала его роль в организации хаджа. Город был местом сбора паломников из европейских и азиатских областей османского государства, следовавших в Мекку. Дамасский паша лично возглавлял паломнический караван в Мекку. В Дамаске паломники закупали продукты перед долгой дорогой через пустыню, на обратном пути продавали товары, приобретённые в Аравии. Из подробных переписей населения и налогооблагаемого имущества, проводившихся османскими властями с XVI в., исследователи заключают, что количество жителей увеличилось с 52 до 57 тыс. и в XVII–XVIII вв. оставалось примерно на том же уровне. К юго-западу от средневекового города, вдоль дороги хаджа, длинной лентой вытянулся новый квартал Майдан. Основные памятники османской архитектуры – мечети Дервишия (1574 г.) и Синан-паши (1591 г.) – были построены за городскими стенами, что подчёркивает дальнейшее разрастание пригородной застройки и смещение центра религиозной и экономической активности. Христианская община Дамаска в XVI в. увеличивалась быстрыми темпами, в том числе и благодаря миграции христиан из сельской округи. В раннеосманское время христиане составляли 12% населения Дамаска, иудеи – 6%. Перепись 1569 г. зарегистрировала в городе 1021 дом христиан, что соответствует 6290 человек. Помимо традиционной зоны расселения у ворот Баб-Тума и Баб-Шарки в старом городе христианские районы появились в квартале Майдан.

 



 
PR-CY.ru