Словарь по христианству Д ДАМАСК

ДАМАСК

ДАМАСК – один из древнейших городов Ближнего Востока и мира, в настоящее время столица Сирийской Арабской Республики, современная резиденция православного Антиохийского патриарха. Этимология названия Дамаска исследователям неясна. Арамейское слово, зафиксированное, например, на стеле Бар-Ракиба (VIII в. до н.э.) в аккадских, египетских и еврейских текстах передаётся и согласовывается по-разному. По мнению исследователей, оно несемитского происхождения. Дамаск находится к востоку от горы Ермон; современная Эш-Шейх (Хермон), у подножия восточного склона хребта Антиливан на границе Сирийской пустыни, вдоль берегов реки Аваны (современная Барада), единственного постоянного источника воды в регионе. Благодаря этому область Дамаска всегда была одним из самых богатых сельскохозяйственных регионов на Ближнем Востоке. Вино из Дамаска, особенно из Хелбона (к северу от Дамаска), было знаменито повсюду на Ближнем Востоке (Иез. 27:18). С древнейших времён через территорию Дамаска проходили караванные пути с севера на юг. Дамаск впервые упоминается в обнаруженном на стенах храма Амона в Карнаке списке сиро-палестинских городов, правители которых были захвачены фараоном Тутмосом III (около 1504 – 1450 гг. до н.э.) после сражения при Мегиддо около 1482 г. до н.э. Встречается и на статуе, найденной в гробнице Аменхотепа III (около 1417 – 1379 гг. до н.э.), где перечислены несколько городов и государств, которые были в подчинении у Египта (или в дружественных отношениях с ним), а также в амарнских письмах и на табличке, найденной в Камид-эль-Лоз (Кумиди; XIV в. до н.э.). Согласно этим источникам, Дамаск в XV–XIII вв. до н.э. находился в сфере политического влияния Египта. Земля Апум, в пределах которой располагался Дамаск, оказалась в центре противостояния между Египтом, государством хеттов и Митанни за господство в Сирии. О борьбе хеттов с Египтом за Дамаск и Апум во времена правления Аменхотепа IV говорится в четырёх амарнских письмах. Дамаск дважды упоминается в книге Бытие в связи с повествованиями о патриархах (Быт. 14:14–15; 15:2), однако отнесение этих упоминаний к конкретной исторической эпохе является предметом научных споров. В X–VIII вв. до н.э. Дамаск был столицей одного из государств арамеев – Дамасского царства (Арам-Дамаск – 1 Пар. 18:5–6; ср.: Ис. 7:8). Первое упоминание о царстве Дамаска в письменных источниках встречается в рассказе о войне царя Давида с арамейским сувским царством (Арам-Цоба; 2 Цар. 8; 1 Пар. 18), ставшим доминирующей силой в Южной Сирии в первые годы правления царя Давида. Он одержал победу над Сувским царём Адраазаром в двух сражениях (2 Цар. 8:3–8; 10:15–19). Согласно сообщению 2 Цар. 8, после сражения с Адраазаром Давид разбил армию арамеев из Дамаска и включил город в своё царство. Дамаск оставался под властью израильтян до времени правления царя Соломона, когда Разон, сын Елиады, бывший слуга Адраазара, собрав армию мятежников, захватил Дамаск и провозгласил себя царём (3 Цар. 11:23–25). Разон вскоре стал противником Израиля в союзе с идумеями (3 Цар. 11:25). Соломон не смог вернуть контроль над Дамаском, вокруг которого объединялись другие арамейские государства. Влияние Дамаска усилилось при преемнике Разона Тавримоне. В IX–VII вв. до н.э. арамейское царство Дамаска было главным противником Северного царства. Под предводительством Венадада (Бен-Хадад; около 900 г. до н.э.) Дамаск напал на Израиль после заключения союза с иудейским царём Асой и разграбил большую часть его северной территории (3 Цар. 15:16–22 = 2 Пар. 16:1–6).

 



 
PR-CY.ru