ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ - Страница 4

В контексте конкретной религиозной ситуации описание дня Господня в качестве суда над отдельными народами приобретает черты всеобщего суда, а его предполагаемое скорое наступление, главным образом, свидетельствует о его неизбежности. Пророчества Ветхого Завета не создают единой картины наступления дня Господня. Поздние пророческие тексты провозглашают день Господень днём спасения и искупления Израиля и днём осуждения враждебных Израилю народов, которые будут повержены Господом в последней решающей битве в Иерусалиме (Зах. 12:2–9; 14). Ярость Господа лишит надежды осуждаемые Богом народы (Ис. 34), суд над которыми произойдёт в «долине Иосафата» – долине суда (Иоиль 3:2) в присутствии Богоизбранного народа (Израиля), который таким образом получит воздаяние за перенесённые страдания и унижения (Иоиль 3:2–21). Иерусалим будет навсегда очищен от «иноплеменников», которые уже никогда не осквернят его святость (Иоиль 3:17; ср. Зах. 14:21). В Зах. 14:16–19 демонстрируется поклонение народов Господу на Сионе как принудительное действие, с которым диссонируют другие пророческие тексты (Ис. 2:1–4 (= Мих. 4:1–3); 25:6–8), описывающие эсхатологическое свершение времён как всеобщий триумф человечества, вернувшегося к своему Творцу и Спасителю (см. также: Ис. 19:19–25). Грядущее спасение оправдывает страдания Израиля и раскрывает его историческую миссию. Судный день – это не безысходное наказание рода человеческого, а спасительное восстановление правды Божьей. Констатируя определённые противоречия в описаниях дня Господня в пророческой литературе, исследователи учитывают жанровую особенность апокалиптических текстов поздней пророческой письменности, построенных на принципах образности и символичности, что исключает возможность их однозначной интерпретации. Описание дня Господня посредством образов, аналогий и символов свидетельствует о его непреходящей тайне, о которой говорит пророк Захария (Зах. 14:7). Как в реалиях, так и в сроках исполнения день Господень является тайной Бога, которая лишь отчасти приоткрывается человеку, оставаясь в своей полноте непознаваемой. Только наступление дня Господня снимет «покрывало» неведения со всех народов (Ис. 25:7). Ветхозаветные ожидания дня Господня как великого судного дня в полной мере раскрываются в Новом Завете в Откровении Иисуса Христа. Преемственность Ветхого Завета и особенность учения Нового Завета о дне Господнем нашли отражение в специальной терминологии. Словосочетание «день Господень» встречается в Новом Завете три раза (1 Фес. 5:2; 2 Петр. 3:10; Деян. 2:20). Его синонимами в Новом Завете являются выражения: «день суда» (Мф. 12:36; 2 Петр. 2:9; 3:7; 1 Ин. 4:17); «день Сына Человеческого» (Лк. 17:22, 24, 26, 30); «день Христов» (Флп. 1:10; 2:16) или «день Иисуса Христа» (Флп. 1:6; ср.: 1 Кор. 1:8; 5:5; 2 Кор. 1:14); «великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:14); «великий день гнева» (Откр. 6:17); «оный день» (2 Тим. 1:12, 18; 4:8); «последний день/дни» (Ин. 6:40, 44, 54; 12:48; Иак. 5:3; 2 Петр. 3:3; 2 Тим. 3:1; Евр. 1:2) и др. Преемственность Ветхого Завета и Нового Завета в раскрытии тематики «дня Господня» определяется, прежде всего, актуальностью для всего божественного Откровения темы последнего суда.

 



 
PR-CY.ru