ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ - Страница 3

Таким образом, в допленных пророческих текстах день Господень понимается, прежде всего, как вмешательство Бога в исторический процесс, в рамках которого совершается суд Божий. Его исполнителями являются народы, призванные Яхве к этой миссии: ассирийцы, вавилоняне и др. (Ам. 3:11; 6:14; Ис. 5:26; Авв. 1:6; Иер. 1:15; 5:15; 25:9 и др.). В послепленных пророчествах благодаря включению провозвестия о дне Господнем в апокалиптические тексты поздней пророческой письменности (Ис. 24–27; 34–35; Зах. 12–14) суд Божий становится неотъемлемой составляющей в формировании эсхатологических представлений Ветхого Завета. Меняется масштабность события дня Господня. В эсхатологической перспективе день Господень рассматривается в качестве грядущего последнего всеобщего суда, который будет совершён не только над всеми народами мира (Ис. 24:21; Иоиль 3:11–14; Авд. 1:15–16; Зах. 12:3), но и над всеми поколениями живых и умерших людей. Этот суд совершится благодаря всеобщему воскресению мёртвых (Дан. 12:1–4). День Господень станет временем окончательного восстановления правды в отношении участи праведников и нечестивых (Мал. 4:1–3), будет грядущим вселенским судом над всем творением, «всякою плотью» (Ис. 66:16), самой «землёю» (Ис. 24:1, 19–20), когда будут повержены силы зла (Ис. 27:1). День Господень осуществится как теофания, сверхъестественное вмешательство Яхве в события мира, вследствие чего будет нарушен естественный порядок вещей (Ис. 13:10, 13; 24:21–23; Иоиль 2:10, 30–31; 3:15–16; Зах. 14:6–7 и др.). Суд Господа над миром (Дан. 7:9–10) положит конец всей земной несправедливости (Ис. 25:8; 32:17 и др.). И, хотя «то время» станет самым «тяжким» в истории человечества (Дан. 12:1), последний суд приведёт не к всеобщему уничтожению и разрушению, а к обновлению всего творения (Ис. 65:17; 66:22). В поздних пророческих текстах день Господень не ассоциируется с конкретными историческими событиями, а становится радикальным свершением истории, несовершенства которой будут окончательно преодолены. Таким образом, в отличие от ранних пророческих текстов, преимущественно сосредоточенных на исторических событиях, в поздних пророчествах главное внимание уделяется эсхатологии, что свидетельствует об изменении временных и пространственных характеристик дня Господня в пророческих книгах Ветхого Завета. Отдельным для исследователей остаётся вопрос о присутствии эсхатологических воззрений в допленных пророчествах, которые, возвещая о событиях ближайшего будущего, также содержат и эсхатологические пророчества (например: Ис. 2:1–4 (= Мих. 4:1–3). Пророк Амос, в частности, описывал суд Божий как космический катаклизм (Ам. 8:9), что исследователи также понимают в эсхатологической перспективе. В целом вопрос о содержании эсхатологии в допленных пророчествах продолжает оставаться для исследователей дискуссионным. Тем не менее, после вавилонского плена эсхатологический аспект в раскрытии темы «день Господень» в пророческой литературе усиливается.

 



 
PR-CY.ru