«ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА» - Страница 2

Позже протоиерей Давид Гамбашидзе на свои средства стал выпускать на грузинском языке ставший популярным в среде духовной грузинской общественности журнал «Мцкемси» («Пастырь»; 1883–1910 гг.). Однако «условия, далеко не благоприятствующие официальному изданию» и удалённость издательства от Тифлиса (село Квирилы Кутаисской губернии, ныне город Зестафони) не позволили сделать его официальным органом Грузинского экзархата. В 1888 г. в Тифлисе прошёл епархиальный съезд грузинского духовенства, где было решено подготовить ходатайство в Святейший Синод о разрешении издавать печатный орган Грузинского экзархата. 23 октября 1890 г. в Синоде были заслушаны рапорт экзарха Грузии архиепископа Палладия (Раева), программа будущего издания и ходатайство грузинского духовенства. 7 ноября архиепископу Палладию из Синода был направлен Указ императора Александра III о разрешении издавать журнал. В первом номере журнала была опубликована его программа. В официальной части планировалось помещать документы Высочайшего повеления, указы Синода, определения и распоряжения высшего духовного и местного епархиального начальства, назначения и переводы духовенства и служащих Грузинского экзархата, официальные известия, сведения и отчёты о деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе, сообщения о состоянии духовно-учебных заведений Грузинского экзархата и их отчёты, разрядные списки учащихся духовной семинарии, духовного училища и женского епархиального училища, отчёты епархиальных училищных советов о состоянии церковно-приходских школ и др. В неофициальной части должны были печатать Слова, поучения, речи представителей священноначалия и духовенства Грузинского экзархата, Жития святых (особое внимание уделялось грузинским святым), биографии и некрологи церковных деятелей, статьи, очерки и рассказы религиозного, исторического и описательного характера, касающиеся Грузии, летопись церковной жизни Грузинского экзархата, корреспонденции из епархий, обсуждения вопросов пастырской практики, сведения по народной медицине, церковные новости, заметки и объявления. В первые годы существования журнала с ним активно сотрудничала грузинская общественность. Здесь были публикованы труды грузинского учёного Фёдора (Теодора, Тевдоре) Давидовича Жордания – «Антоний I, католикос Грузии и архиепископ Владимирский и Яропольский», «Греческая летопись VIII в., сохранившаяся в грузинских рукописях XI, XV и XVI вв.», «Пять грузинских исторических хроник» и др. Под псевдонимами Г. Садзагелов и Г. Садзагелов-Ивериели печатался Кирион III (Садзаглишвили; впоследствии Католикос-Патриарх Грузии) – «Никозский собор», «Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г.», «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом», «Речь о заслугах грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества», «История и древности Цромского Вознесенского храма», «Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви в Карталинии» и др. Много материалов предоставил преподаватель Тифлисской духовной семинарии протоиерей Георгий Хелидзе – «О чудотворной иконе Иверской Божией Матери», «Метехский храм в Карталинии», «О пребывании апостола Андрея Первозванного в Грузии», «Избиение иноков в обители св. Давида Гареджийского», «Церковь св. Давида в Тифлисе», «Св. Нонна, мать Григория Богослова» и др.

 



 
PR-CY.ru