ДРАНДА - Страница 4

Основанием для отнесения церкви в Дранде к «типу Джвари» (сходство планов отметил ещё Андрей Михайлович Павлинов) служили следующие черты: купольное центрическое здание с большим крестом в плане и изолированными помещениями между его углами, схожесть угловых помещений в храме в Дранде с планом Джвари. Впрочем, по мнению исследователей, это сопоставление даже для его сторонников не являлось непререкаемым аргументом. Так, Р.С. Меписашвили позднее отказалась от него, Э. Нойбауэр, Мира Константиновна Хотелашвили и Анатолий Леопольдович Якобсон, Вадим Александрович Леквинадзе критиковали эту концепцию и справедливо указали на существенные отличия храма в Дранде от Джвари, выраженные в отсутствии черт тетраконха, в наличии прямоугольного внешнего абриса, нартекса и трёх апсид, византийской кладки из плинфы, в отсутствии скульптурной декорации и применении амфор в конструкции купола, в низких пропорциях здания и купола. К этому исследователи добавляют устройство купола на рёбрах без подпружных арок, множество крупных окон и широкий нартекс с тремя (если центральный существовал изначально) проходами в наос. По мнению исследователей, не могут считаться признаком грузинского происхождения церкви и арочки-перемычки между апсидами: если они поздние, то свидетельствуют лишь о грузинском влиянии на одном из этапов существования храма. Таким образом, исследователи не могут принять датировку храма VIII в., опирающуюся на эволюцию грузинского зодчества. Основную архитектурную проблему храма в Дранде сформулировали Р.С. Меписашвили, М.К. Хотелашвили и А.Л. Якобсон: большой купол покоится не на опорах, а непосредственно на стенах ротонды. Данный приём не позволяет исследователям отнести храм к византийским церквам типа вписанного креста VIII–IX вв., таким как Атик-Мустафа-паша-джами в Константинополе, и датировать его IX в. По мнению исследователей, актуальная для византийской архитектуры V–VI вв. проблема совмещения круга купола с крестом рукавов и прямоугольником стен решалась в Дранде своеобразно, но с точки зрения классической ранневизантийской архитектуры её решение имело существенный недостаток: в местах примыкания рукавов к ротонде арки отклонялись от вертикали, приобретая слишком сложную (в том числе и для создания их мраморного обрамления) курватуру. Единственную аналогию такой конструкции исследователи обнаружили на другой окраине византийского мира – это церковь Сан-Сальваторе в Рометте близ Мессины, на острове Сицилия (конец IX – начало Х вв. (?). Они говорят, что сходным образом решено центральное пространство церкви монастыря Патлейна близ Велики-Преслава в Болгарии (конец Х – первая половина XI вв.). Различия в устройстве угловых компартиментов и восточных частей этих трёх храмов не позволяют исследователям утверждать, что они копируют один образец.



 
PR-CY.ru